Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретическая часть
Вариант 44 Рынок. Рыночные исследования
Введение
Актуальность настоящей контрольной работы заключается в изучении рынка как явления ключевого в современной экономике и социально-экономической сфере общества. Выбор темы работы: «Рынок. Рыночные исследования» продиктован и обоснован практической значимостью уяснения основных положений и особенностей рынка.
Объект – рынок, как явление, его основные особенности.
Предмет настоящей работы – рынок и его исследования.
Цель настоящей контрольной работы – уяснение основных особенностей рынка как явления.
Основной раздел теоретической части.
Рынок. Рыночные исследования
Среди известных нам ученых, которые исследовали явление рынка: М.С. Ермолаев, В.Б. Миронов, Рабинович Г.Х. (предмет исторического исследования), М.А. Алиназарова (функции рынков и принципы классификации), О.И. Арланова (формирование и развитие региональных рынков), Т.Г. Навроцкая, А.В. Козловский, О.С. Зыбин (рыночные исследования в повышении конкурентных преимуществ организаций).
Рынок представляет собой сумму экономических категорий (предложение, спрос, цена, стоимость и др.) Система механизма ценовых сигналов, сфера обмена (обращение), в которой реализуется связь между участниками общественного производства в виде формы купли – продажи, как связь производителей и потребителей [Ермолаева, С. 1].
При этом рынок это не только совокупность отношений по поводу купли продажи, а сложная система со своими элементами и функционировании. Рынок действует в территориальных или отраслевых контурах Рынок экономическая категория представляет собой автономную и самодостаточную систему. Это совокупность социальных отношений - как агрегированная совокупность индивидуальных актов обмена По методам изучения рынка различают два направления (по С.Ф. Гребниченко, Е.С. Ермолаеву): 1) инструментами экономической науки ретроспективным анализам долговременным процессам с целью создания новых или проверки старых экономических концепций (например, Р.А. Гусейнова);
2) Методами исторической науки (история социально – экономического развития, история народного хозяйства, выявление условий хозяйственного развития, изучение экономических событий, объяснений их реализации последствий, аналитическая реконструкция экономических процессов (Ю.М. Самохин), описание экономического развития, хронологическое рассмотрение исторических событий, формулировка закономерностей государственной
социально – экономической политики, развитие отраслей промышленности.
Это два основных метода. Существуют и иные, например: сочетание исторических , экономических и социологических методов исследования (Р. А Белоусов).
Рынок – универсально – аналитическая модель для уяснения: 1) происходящих экономических связей и законов, 2) Модель для эмпирически наблюдаемых форм хозяйствования («Реальный рынок»),
По мнению ученого Мизис Ю.А. – рынок представляет собой сложную общественную систему из дифференцированных подсистем и элементов, а каждая из которых также становится объектом изучения. (Ермолаев М.С. – С. 3).
Рассматривая рынок как товарно-денежные связи отношения, реализующаяся между производителями и потребителями товаров, фактическим вещественным воплощений этим воплощениям предстает товаропоток – количество перемещенных товаров, - традиционный объект изучения сферы обмена. Данная категория применяется при изучении торговых связей между различными территориями торговыми центрами, регионами, странами, - позволяет оценить интенсивность торговых связей , развитость рынка, путем измерения показателей объёма перемещенных товаров (измеряется в количественном и денежном эквивалентам).
Но это не единственный критерий так как с помощью его можно выявить количественные, статистические показатели. При этом необходимо учитывать совокупность взаимосвязи торговых центров предприятий в пределах конкретных территорий. (Егоров В.Ф., Ермолаев М.С. – 4): организационные формы торговли, транспортные пути, структуры товаропотоков – показатели становления рынка. (Миронов Б.Н., Щеглова Т.К.), рынок как совокупность устойчивых связей между участниками рынка.(Пауэлл У, Смит-Дор Л.
Рынок региона можно представить анализом экономической взаимосвязи форм торговли на основании данных товарооборота и товаропотока, численности данных потоков их географической локации.
При этом необходимо учитывать транспортную систему региона и географическую специализацию производства. (Вилков О,Н., Пропин В.И.) причем изучения обособленного товара или товарной группы будет недостаточно так как чаще рынок предстает как система взаимосвязанных потребительских объектов. После определения структуры рынка, его организационные основы элементом анализа выступает система отношений экономических субъектов, отражающих основу хозяйственного механизма. Данная система отношений регулируется принципами легитимными, правовыми и социальными нормами в отношении разрешения, стимулирования, ограничения или запрета на какие либо действия.
Заключение:
В результате осуществленной контрольной работы мы пришли к следующим выводам, а именно:
Среди известных нам ученых, которые исследовали явление рынка: М.С. Ермолаев, В.Б. Миронов, Рабинович Г.Х. (предмет исторического исследования), М.А. Алиназарова (функции рынков и принципы классификации), О.И. Арланова (формирование и развитие региональных рынков), Т.Г. Навроцкая, А.В. Козловский, О.С. Зыбин (рыночные исследования в повышении конкурентных преимуществ организаций).
Основные особенности рынка, следующие: рынок представляет собой:
сумму экономических категорий (предложение, спрос, цена, стоимость и др.) систему механизма ценовых сигналов, сфера обмена (обращение), в которой реализуется связь между участниками общественного производства в виде формы купли – продажи, как связь производителей и потребителей; сложная система со своими элементами и функционировании; товарно-денежные связи отношения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алиназарова, М.А. Функции товарных рынков и принципы их классификации [Электронный ресурс] / М.А. Алиназарова // Вестник ТГУПБП. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-tovarnyh-rynkov-i-printsipy-ih-klassifikatsii (дата обращения: 12.03.2021).
2. Афитов, Э. А. Планирование на предприятии: учебное пособие [Текст] / Э. А. Афитов. –Минск: Высшая школа, 2009. – 285 с.
3. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие [Текст]/ Л. Е. Басовский. – Москва: ИНФРА-М, 2011. – 260 с.
4. Бухалков, М. И. Планирование на предприятии: учебник [Текст] / М. И. Бухалков. – Москва: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 12.03.2021).
6. Вайс, Е. С. Планирование на предприятиях (организациях): учебное пособие [Текст] / Е. С. Вайс. – Москва: КНОРУС, 2012. – 336 с.
7. Горемыкин, В. А. Планирование на предприятии: учебник [Текст] / В. А. Горемыкин. – Москва: Юрайт, 2012. – 704 с.
8. Государственные%20услуги/Перечни%20(классификаторы)%20государственных%20и%20муниципальных%20услуг%20и%20работ?_adf.ctrl-state=obxmnq22y_4®ionId=45(дата обращения: 12.03.2021).
9. Ермолаев, М.С. Рынок как предмет исторического исследования [Электронный ресурс] / М.С. Ермолаев // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. – №351. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-kak-predmet-istoricheskogo-issledovaniya (дата обращения: 12.03.2021).
10. Завьялов, Л. Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто ответов, как действовать на внешнем рынке [Текст] / Л. Завьялов, Д. Демидов. – М., 2004. – 416 с.
11. Котлер, Ф. Маневры маркетинга. Современные подходы к прибыли, росту и обновлению [Текст] / Ф. Котлер, К. Дипак, С. Мэйсинси. – М.: Олимп-Бизнес, 2003. – 224 с.
12. Методические рекомендации по модулю организация и планирование. задания, проверяемые преподавателем [Текст]. – С.-Пб.: ФГБОУ ВО «СПбГТИ (ТУ)», 2017. – 52 с.
13. Навроцкая, Т. Г. Значение рыночных исследований в повышении конкурентных преимуществ организаций на рынке товаров и услуг [Электронный ресурс] / Т.Г. Навроцкая, А.В. Козловский // ПСЭ. 2014. №4 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-rynochnyh-issledovaniy-v-povyshenii-konkurentnyh-preimuschestv-organizatsiy-na-rynke-tovarov-i-uslug (дата обращения: 12.03.2021).
14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_19671/1f8829844bd77b6f5cbe57cf035af7da0d22ef3c/ (дата обращения: 12.03.2021)
15. Планирование на предприятии: учебное пособие [Текст]/ Д. Ю. Салько; СПбГТИ(ТУ). Каф. менеджмента и маркетинга. - Электрон. текстовые дан. – С-Пб., 2016. - 75 с.
16. Практикум по планированию на предприятии: учебное пособие [Текст]/ Т. П. Тихомирова. 2-е изд. перераб. и доп. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. – 136 с.
17. Рынок [Электронный ресурс] URL: https://www.calltouch.ru/glossary/rynok/ (дата обращения: 12.03.2021)
18. Ст. 69.2 БК – Государственное (муниципальное задание) [Электронный ресурс] URL: http://iv2.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 23.02.2021).
19. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (Дата обращения: 12.03.2021).
20. Федеральный закон 44-ФЗ от 05.04.2013 [Электронный ресурс] URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=379953 (дата обращения: 12.03.2021).
21. Чибир, Е.В. Особенности исследования рынка специальных событий в России и за рубежом [Электронный ресурс] / Е.В. Чибир // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2016. - №6. – С. 84-98. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2016-6/7-chibir.pdf (дата обращения: 12.03.2021).
22. Электронный бюджет [Электронный ресурс] URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/Госсектор/