Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В 2014 году был принят закон , который положил начало существованию такой структуры в органах и организация как контрактная служба. Роль данной службы с каждым годом возрастает, о чем свидетельствуют показатели количества зарегистрированных и образовавшихся служб, начиная с 2014 года. На сегодняшний день практически каждое предприятие, а особенно государственный или муниципальный орган имеет в штате специалиста, осуществляющего закупку товаров, работ или услуг, или наоборот, размещающего закупку на продажу товаров, работ или услуг.
Образование контрактной службы приводит в конечном счете к более сбалансированному и эффективному расходованию бюджетных средств и планированию расходов на будущие периоды путем составление плановых закупок.
Закон, предусматривает образование контрактной службы в таких организациях и предприятиях, где количество закупок за год более ста миллионов рублей. Однако если за год предприятие осуществляет меньшее количество закупок, то руководство само определяет создавать им службу или нет, а в случаи принятия отрицательного решения назначает конкретное лицо, которое ответственно за осуществление закупок на предприятии. Данное лицо именуется как контрактный управляющий, которым может выступать специалист иного отдела, прошедший соответствующее обучение по осуществлению закупок .
На сегодняшний день перед руководителя предприятий и организаций в сфере осуществления закупок стоит такая проблема как отсутствие квалифицированных кадров в области контрактной деятельности, не до конца разработанный документарий в представленной области и соответственно выработка своих типовых правил и инструкций в этой области. Особенно остро представленная проблема стоит перед должностными лицами государственных и местных органов власти, где контроль за осуществлением закупок более строгий нежели на частных организациях и предприятиях.
Закон № 44-ФЗ содержит принципы осуществления работника в сфере закупок. Одним из таких принципов является принцип профессионализма лицо, занимающегося закупкой.
Эксперты в этой области рассматривают представленный принцип с двух сторон:
1. лицо, осуществляющие закупку, обязано обладать соответствующими знаниями в этой области, а также иметь практические навыки;
2. лицо, осуществляющие закупку, обязано периодически повышать свой уровень знаний в области закупок.
Контрактная служба
Контрактная служба является обособленным структурным подразделением. Как было отмечено ранее, контрактная служба образовывается в таких организациях и предприятиях, где количество закупок за год более ста миллионов рублей. Однако если за год предприятие осуществляет меньшее количество закупок, то руководство само определяет создавать им службу или нет, а в случаи принятия отрицательного решения назначает конкретное лицо, которое ответственно за осуществление закупок на предприятии.
Правовые основы деятельности службы представлены Конституцией РФ, законом 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также нормами таких отраслей права как гражданское, трудовое и бюджетное. Наряду с перечисленными нормативно-правовыми актами службы в своей деятельности руководствуется внутренними правилами и инструкциями, относящиеся к ее работе.
Принцип профессионализма, заложенный в нормах закона № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, играет одну из главных ролей при подборе кадров для работы в контрактной службе. Однако на сегодняшний день в области закупок наблюдается отсутствие квалифицированных кадров в этой области или же низкая квалификация, которая в будущем влияет на закупку.
Как отмечают некоторые исследователи в этой области, возросшее количество не квалифицированных кадров связано с нарастающим количеством вузов, которые имеют право на преподавание дисциплин в контрактной сфере, формально относящихся к преподаванию и обучению кадров, а также с наличием сомнительных организаций, имеющих якобы лицензии на преподавания, которые также осуществляют работу по преподаванию или же переподготовку кадров в сфере контрактов.
Так, в 2015 г. были регламентированы соответствующие рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок. Представленный документ сделал упор на то, что зафиксировал количество часов, которые необходимы для дачи соответствующей квалификации специалисту в сфере контрактов, а именно не менее 108 часов, а для руководителей организаций, которые занимаются контрактами - не менее 40 часов. Документ провозгласил, что все учебных заведениям, которые предоставляют услуги по дачи квалификации работника в сфере контрактов, необходимо привести свои учебные документы и планы в соответствии с указанными рекомендациями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс»
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.03.2021) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // "Российская газета", N 80, 12.04.2013.
4. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" // "Российская газета", N 159, 22.07.2011.
5. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р <Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"> // СПС «КонсультантПлюс».
6. Приказ Минфина России от 31.07.2020 N 158н "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2020 N 60465) // СПС «КонсультантПлюс»
7. Приказ ФНС России от 09.12.2020 N КЧ-7-5/892@ (ред. от 19.02.2021) "О контрактной службе ФНС России" // СПС «КонсультантПлюс»
8. Агапова Е.В., Баранов Н.В. Профессиональные особенности формирования контрактной службы // Научные известия. 2015. № 1. С. 26-32.
9. Жирухина Я.В. Проблема кадрового обеспечения в реализации принципа профессионализма заказчика в сфере закупок // Юридические науки. С. 185-187.
10. Медякова Е.М., Морозова А.И. Персональная траектория развития контрактного управляющего в условиях реализации государственной цифровой политики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 3. С. 52-56.
11. Сергеева С.А., Кулаженкова Ю.В. Обучение цифровым навыкам работников контрактных служб в условиях цифровой трансформации закупочной деятельности // Инновации и инвестиции