Фрагмент для ознакомления
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Этнопедагогика – это наука, изучающая сложившийся опыт этнических групп в воспитании и обучении детей, она исследует морально-этические воззрения на исконные ценности народа.
В современном мире в условиях глобализации, когда существует угроза разрушения самобытных культур и исчезновения этносов под влиянием всеохватывающего процесса унификации, этнопедагогика приобретает особое значение. Она играет принципиально важную роль в сохранении и трансляции культурного опыта народа и формировании его этнического самосознания.
Казачество – это этническая, социальная и историческая группа, объединившихся русских, украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др. Казаки (козаки) – субэтническая группа русского народа, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее – и Украины.
В широком смысле, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. В более узком смысле казаки – часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижнего чина казачьих войск.
Целью данной работы является изучение традиций воспитания, определение модели этнопедагогической системы воспитания детей у народности казаки. Цель реализуется через задачи:
изучить географическое положение народности казаки;
рассмотреть хозяйственную деятельность народа;
изучить национальные особенности казаков;
описать традиционные верования, праздники, семейные обряды и традиции народа;
изучить этнопедагогическую систему воспитания на основе традиций, семьи и быта.
1. Общее географическое положение
Казачья территория занимала 2,9 % пространства бывшей Российской империи. При этом значительнейшей своей частью - 64,2 % - казачья земля лежала в Европе, остальные 35,8% в Азии. В указанном географическом пространстве территория казачьих войск заключали в себе 642 тыс. кв.м.
Дадим набросок расселения казачьих войск.
Донское войско по поверхности земли имело две неравные части: северную - по линии Новочеркасск - Волгоград и южную. Север войска - равнина, перерезаемая грядами высот. Задонщина - это ровная степь, с общей покатостью с востока на запад.
Кубанское войско состояло из двух неодинаковых частей: бывшего Черноморья, т.е. к северу от Кубани, и Закубанья.
Черноморье - это почти ровная степь, усеянная курганами, понижающаяся к Азовскому морю. Лесов мало, почва плодородна.
Терское войско имело равнину, при приближении к Каспию переходящую в безводную и песчаную степь. Истоки рек Сунжи, Ассы и Кембилеевки находились в горах, покрытых лесами.
Астраханское войско располагалось в степной и, равнинной части Европейской России.
Уральские войска - это южный склон Общего Сырта, реки в этом районе текут с востока на запад, а затем на юг. Эта часть войсковых земель была наилучшей для хлебопашества.
Оренбургские войска представляют собой равнину, перерезанную в разных направлениях отрогами Уральских гор.
Сибирские войска тянутся узкими полосами вдоль реки Иртыш на сотни километров.
Забайкальское войско имело преимущественно земли, представляющие волнистую степь, с большими массивами леса.
Амурское и Уссурийское войска тянулись вдоль рек Амура и Уссури. Станицы находились порой на значительном расстоянии друг от друга.
По количеству удобной земли для хозяйственной деятельности войска занимали соответствующие места: Донское, Кубанское, Оренбургское, Сибирское, Терское, Семиреченское, Забайкальское. В менее благоприятных условиях находилось Уральское-Уссурийское, Амурское.
Семиреченские войска были разбросаны на значительном пространстве, и по большей части лежали высоко в горах.
2. Внешние характеристики казаков и их характер
Внешние общие характеристики казаков
Сопоставляя разработанные в отдельности признаки, мы можем отметить следующие характерные для донских казаков особенности. Прямые или слегка волнистые волосы, густая борода, прямой нос с горизонтальным основанием, широкий разрез глаз, крупный рот, русые или тёмные волосы, серые, голубые или смешанные (с зеленым) глаза, сравнительно высокий рост, слабая суббрахицефалия, или мезоцефалия, относительно широкое лицо. Пользуясь последними признаками, мы можем сопоставить донских казаков с прочими русскими народностями, и они, по-видимому, являются более или менее общими для казачьего населения Дона и прочих великорусских групп, позволяя, при более широком масштабе сравнения, отнести донских казаков к одному, преобладающему на русской равнине антропологическому типу, характеризующемуся в общем теми же отличиями.
Характер казаков
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
3. Хозяйственная деятельность
Народные промыслы и ремесла есть важная часть традиционной народной культуры. Казаки всегда славились своими мастерами, одаренными людьми. В искусстве торговли и ремесел казаки не уступали знаменитым купцам и промышленникам. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства.
В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. Среди казаков были матера которые даже не просто умели владеть гончарным производством, но даже доводили свое мастерство до искусства и даже ставили личное клеймо на изделии, особое место занимало изготовление кувшина. Если кувшин, сохраняет воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в нее.
Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Многие могли подковать своих коней, отладить брички, починить и настроить оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. В каждой станице были и профессиональные кузнецы, в старину считалось, что они ведаются с нечистой силой и поэтому им открыта тайна мастерства, да как не странно, но часто кузнецы были ведунами и лекарями, поэтому их и боялись и всегда обращались за помощью. Но как всегда хорошее дело у казаков пробивается на верх. К концу XIX века образовались центры кузнечного дела. В станице Старощербиновской, например, кузнецы изготавливали плуги, веялки и бороны. Они пользовались большим спросом в Ставрополье и в Донской области. В станице Имеретинской тоже изготавливали сельскохозяйственные орудия труда, а в мелких станичных кузницах ковали, что могли: топоры, подковы, вилы, лопаты. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях XIX - начала XX века в станицах и городах Кубани.
Говоря о народных промыслах и ремеслах казаков нельзя не упомянуть ткачество. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольник, рубахи. Часто бывало, что натканного в девичестве полотна хватало потом на шитье всей намалой семьи и на долгие годы – до старости. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин, такую в жены казаки не брали. Поэтому ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста были в каждой казачьей хате. Позже с развитием промыслов в ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.
Казаки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения, плели из камыша, тальника, тростника