Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одно из актуальных условий существования гражданского общества - свободный доступ к информации, в том числе доступ к архивным докумен-там.
В государственных и муниципальных архивах нашей страны сегодня хранится около 233 млн. дел, в том числе в федеральных архивах - около 42 млн. дел. Это наиболее ценная и информативная часть Архивного фонда России. Их них примерно 4,3% - это материалы, имеющие ограничительный или запретительный режим доступа (в целом по России такие ограничения имеют 2% дел).
Тема рассекречивания архивов - самостоятельная тема. Более того, она уже рассматривалась коллегией Минкультуры России и не так давно состоя-лись парламентские слушания в Думе по вопросам внесения изменений в за-конодательство о государственной тайне. Поэтому в центре сегодняшнего обсуждения и материалов - вопросы доступа к открытым архивным доку-ментам. Они, как было сказано выше, составляют подавляющее большинство (96%) от общего количества документов, хранящихся в федеральных архи-вах. Именно с этими документами свободно знакомятся пользователи. И от-того, какие возможности и условия созданы им для поиска нужной информа-ции, напрямую зависит авторитет архивов у собственных граждан, на налоги которых архивы содержатся, а также международный престиж российских архивов в глазах мировой научной и культурной общественности.
В этой связи необходимо сказать, что в последнее время сделано и де-лается для облегчения доступа к архивным документам, какие проблемы и планы на будущее у руководства Росархива.
Организация доступа к архивным документам для профессионально подготовленных исследователей и, с другой стороны, для широкого круга пользователей является одной из наиболее актуальных проблем, широко об-суждаемых в мировой историографии архивоведения. Ее обсуждение всегда усиливается в условиях совершенствования и обновления нормативно-правовой базы архивного дела, когда возникает необходимость сбалансиро-ванного решения задач обеспечения сохранности и организации публичного использования архивных документов, достижения открытости объектов ис-торико-культурного наследия и гарантирования частных прав на эти объек-ты как на результаты интеллектуальной деятельности. Кроме этого в услови-ях социальных и политических перемен в сторону демократизации или, напротив, в сферу возрождения консерватизма в научных и публицистиче-ских произведениях поднимается вопрос о необходимости сохранения и до-полнения новыми значимыми сведениями социальной и индивидуальной па-мяти людей, которая, естественно, формируется не только с помощью устной и письменной культуры, но и через практику предоставления доступа к ар-хивным документам.
Таким образом, целью данной работы является изучение организации доступа к архивным документам.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю стандартизации доступа к архивным докумен-там в России XX – начале XXI века;
- описать основные принципы и особенности организации доступа к конфиденциальной информации на современном этапе.
Глава 1 История стандартизации доступа к архивным документам в России XX – начале XXI века
С наступлением информационной стадии становления постиндустри-ального общества, когда информационно-телекоммуникационные техноло-гии существенно расширили организационные возможности использования архивов в виде их электронных образов, проблема стандартизации доступа к архивным документам не только не была исчерпана, но и была еще более обострена в силу стремления граждан использовать предоставляемые этими технологиями инструменты обращения к архивированной информации.
В частности, во Франции, ставшей в 1980-е и 1990-е годы местом ак-тивной модернизации инфраструктуры доступа к архивным документам, в 2006 г. была опубликована монография известного во многих странах мира ученого Б. Дельмаса под характерным названием «Общество без памяти. Диссидентские размышления об архивной политике во Франции». В отече-ственной историографии проблема обеспечения доступа к хранящимся в ар-хивных учреждениях объектам историко-документального наследия была в обостренном виде представлена в условиях перестройки общественно-политической системы советского общества, но так и не осталась решенной до настоящего времени как в теории, так и на практике. Главной причиной этого является поиск баланса в сфере организации публичного использова-ния архивных документов между интересами государства как регулятора си-стемы информационных отношений в сфере архивного дела; создателей дан-ных документов, стремящихся полностью или частично сохранить на них права собственности, и пользователей, естественным образом ориентирую-щихся на получение верифицируемых знаний о прошлом. Как отмечает в своем новейшем исследовании член-корреспондент РАН В.П. Козлов, в дан-ной ситуации «пользователю приходится преодолевать как бы тройной ба-рьер в доступе к архивной информации и ее использовании. Он все время испытывает сопротивление ограничений государственного порядка, решений субъективного характера и ограничений по техническим причинам. Возни-кают как бы две балансирующие системы, подчас непримиримые друг к дру-гу, нередко действующие согласованно на основе договоренностей, иногда естественно совпадающие в своих действиях, опираясь на взаимное уважение существующих норм и правил».
Отражением современных противоречий, существующих на практиче-ском уровне в сфере стандартизации доступа к архивным документам, явля-ются постоянные, проявляющиеся в том числе и в юридической плоскости дискуссии между представителями органов государственного управления архивным делом и наиболее активными в социальном плане категориями пользователей – прежде всего, исследователями вопросов генеалогии. В рам-ках утвержденного в январе 2017 г. Федеральным архивным агентством и зарегистрированного в апреле 2017 г. Министерством юстиции России адми-нистративного регламента по предоставлению Федеральным архивным агентством государственной услуги «Организация информационного обес-печения граждан, организаций и общественных объединений на основании документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов», а также «Порядка использования архивных документов в гос-ударственных и муниципальных архивах Российской Федерации» отчетливо прослеживается стремление государства упорядочить доступ к документам, установив для него приемлемые с точки зрения обеспечения сохранности объектов документального наследия правила и определенные ограничения. С другой стороны, в постсоветский период в отношении практики организации использования архивных фондов, коллекций и отдельных документов сло-жилось четкое определение информационной услуги, которая должна оказы-ваться заинтересованным пользователям максимально полно и качественно. Таким образом, можно констатировать, что современная практика стандар-тизации доступа к архивным документам существует в условиях очевидного концептуально-методологического кризиса, заключающегося в необходимо-сти сочетать обозначенные соответствующими структурами нового россий-ского государства в первой половине 1990-х гг. демократические обязатель-ства со стремлением этих же структур контролировать использование граж-данами и организациями объектов документальной информационной среды.
Представляется, что этот кризис является следствием накопившегося опыта архивной политики государства в рассматриваемой сфере. Для этого опыта к настоящему времени не сложилось реально апробированной альтер-нативы, вследствие чего он оказывает инерционное воздействие на практику реализации доступа к объектам историко-документального наследия. Суть данного опыта заключается в том, что создатели и соответственно собствен-ники документов постоянно стремились при выработке социальных норм и вытекающих из них стандартов организации доступа к архивам учесть прежде всего собственную заинтересованность в использовании созданной ими информационной продукции и особенно в распоряжении ею в своих управленческих и иных интересах. Господствовавшая до принятия в 1918 г. практика регулирования условий и границ доступа к документальным объ-ектам архивного хранения различными административно-бюрократическими ведомствами сменилась в условиях созданного советского государства прак-тикой государственного управления организацией использования архивных документов. Созданный и юридически оформленный в качестве объекта пра-вового регулирования государственный архивный фонд, преемником кото-рого стал Архивный фонд Российской Федерации, представлял собой одно-родную информационную систему, в которой в отличие от практики демо-кратического развития ряда зарубежных стран отсутствовало разделение на публичные, частные, а также личные архивы. Поэтому, в том числе в рамках федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», госу-дарство на нормативном уровне предусматривает наличие для собственни-ков или владельцев ценных в историко-культурном отношении архивных до-кументов юридических обязанностей перед государством и обществом. Об этом, в частности, свидетельствует норма седьмого пункта шестой статьи данного закона, согласно которой в договоре между собственником или вла-дельцем архивных документов и государственным или муниципальным ар-хивом (органом местного самоуправления), музеем, библиотекой или науч-ной организацией, включенной в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень, «указываются обязанности собственника или владельца архивных документов по хранению, учету и использованию документов Ар-хивного фонда Российской Федерации».
Обозначенная норма наряду с имеющей место подвижностью подходов органов управления архивным делом субъектов Российской Федерации и тем более руководителей архивных учреждений, не входящих в сферу государ-ственного регулированию к стандартизации доступа к документам по от-дельным «чувствительным» темам российской истории; встречающимся предпочтением в пользу практики инициативной публикации архивных до-кументов по сравнению с обеспечением к ним открытого доступа в читаль-ных залах формируют ту реальную практическую ситуацию, которая опре-деляет современную практику использования архивных документов гражда-нами и организациями.
Обращаясь к перспективам и нуждающимся в решении проблемам стандартизации доступа к архивным документам в России, следует отметить необходимость систематизации и органичного соотнесения созданных в дан-ной области за последние два с половиной десятилетия норм конституцион-ного, гражданского и информационного права. В первую очередь достиже-ние системности как одного из базовых и фундаментальных принципов пра-вового регулирования любых видов общественных отношений должно быть обеспечено в сфере интерпретации основных исторически сложившихся по-нятий и категорий в области архивного дела, имеющей не только терминоло-гическое, но и сущностное значение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.). Статья 44, пункт 2 // НПП «Гарант-Сервис». URL: http://constitution.garant.ru/ (дата обращения 20.03.2021).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ (утвержден 30 ноября 1994 г.). Статья 128 // НПП «Гарант-Сервис». URL: http://base.garant. ru/10164072 (дата обращения 20.03.2021).
3. Федеральный закон № 149 – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (принят 27 июля 2006 г.). Статья 8, пункт 4 // НПП «Гарант-Сервис». URL: http://base.garant.ru/12148555/ (дата обращения 20.03.2021).
4. Федеральный закон № 125 – ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (принят 20 октября 2004 г.). Статья 3 // Официальный сайт Фе-дерального архивного агентства (Росархива). URL: http://archives.ru/ documents/fz/zakon-archivnoe-delo.shtml (дата обращения 20.03.2021).
5. Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Фе-дерации» (принят 20 октября 2004 г.). Статья 6, пункт 7 // Официальный сайт Федерального архивного агентства (Росархива). URL: http://archives.ru/ documents/fz/zakon-archivnoe-delo.shtml (дата обращения 20.03.2021).
6. Административный регламент по предоставлению Федеральным ар-хивным агентством государственной услуги «Организация информационно-го обеспечения граждан, организаций и общественных объединений на осно-вании документов Архивного фонда Российской Федерации и других архив-ных документов» (утвержден приказом Федерального архивного агентства от 09.01.2017 г.; № 1; зарегистрирован в Министерстве юстиции 28.04.2017 г., регистрационный № 46355) // Официальный сайт Федерального архивно-го агентства (Росархива). URL: http://archives.ru/documents/ regulations/adm-reglament-organization-inform-service.shtml (дата обращения 20.03.2021).
7. Илизаров Б.С. Роль документальных памятников в общественном развитии (Теоретические вопросы использования архивных документов). М.: МГИАИ, 1987. 88 с.; Закон СССР об архивном деле и архивах. Каким ему быть? Мнение ученых. Инициативный авторский проект. М., 1990. - 54 с.
8. Кирсанова М.В., Аксёнов Ю.М. Курс делопроизводства. Документа-ционное обеспечение управления. Учебное пособие – 6 изд., испр., доп. М.: Инфра-М, 2013. – 182 с.
9. Козлов В.П. Документальная память в архивоведческом знании. М.: Древлехранилище, 2017. - 331 с.
10. Delmas B. La societe sans memoire. Propos dissidents sur la poli-tique des archives en France. Paris: Bourin Editeur, 2006. - 206 p.