Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1.
УМК Канакина, Горецкий и УМК Климанова, Бабушкина
Класс Речеведческие понятия, темы, разделы, посвященные решению речевых (и лексических) задач
УМК Климанова, Бабушкина УМК Канакина, Горецкий
1 класс 1)«В мире общения» - учатся приветствовать друг друга, говорить вежливые слова, давать советы, дается понятие «родного языка»; «Роль слова в общении» - представление о слове; «Слово и его значение» - представление о значении и звучании слова, составление предложений со словом, понятие «хорошие» и «праздные» слова; «Слова с несколькими значениями» - значение слов, составление заявки; «Группы слов»-знакомство со словами, которые обозначают предмет и признак предмета; «Звуки и буквы» - понятие о звуках и буквах, формирование правильной речи, постановка правильного ударения; «Разделительный Ъ» - знакомство с написанием объявления; «от слова к предложению» - знакомство с предложением, основные его характеристики; «знаки препинания в конце предложения» - восклицательные, повествовательные, вопросительные предложения; «От предложения к тексту» - характеристика текста.
1) «Наша речь» - даётся первое представление о речи и её видах, о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения; «Текст, предложение, диалог» - понятие «текст», его характеристики, определение темы и главной мысли текста, знакомство с диалогом, понятие «предложение», «слова, слова, слова…» - знакомства со словами и их значением, вежливые слова.
2)В конце каждой темы есть рубрика «словесное творчество», в которой ребятам предлагается выразительно прочитать разные жанры текстов, выделить тему, озаглавить, ответить на вопросы. 2)Круг с совой – сведения о языке, круг с вопросом – высказываем свое мнение, круг с пером – развиваем свою речь, круг с 2 звездами – работаем в парах.
3)Вводится понятие слово, предложение, текст. 3)Знакомство с речью, текстом, предложением, словом.
4) Текстовый материал учебника представлен отрывками из сказок, рассказов, загадок, закличек, скороговорок, пословиц, стихотворений. 4)Представлены русские народные сказки; отрывки из сказок, рассказов, стихотворения, потешки, считалки, народные песни, скороговорки, загадки.
5)Имеется большое количество рисунков, иллюстрирующих тексты учебника. Они поясняют содержание текста или дополняют его. Также имееются иллюстрации, по которым надо составить рассказ. Такие рисунки служат развитию связной речи школьников, пополнению словарного запаса. 5)Имеется большое количество рисунков, иллюстрирующих тексты учебника. Они поясняют содержание текста или дополняют его. Предлагается рассмотреть рисунки и ответить на вопросы, составить рассказ по рисункам.
6)В учебнике имеются памятки, выделены словарные слова 6)В учебнике имеются схемы, по которым надо составить речевое правило, имеются странички для любознательных: о происхождении слов.
7) В учебнике имеются отрывки из художественных произведений, которые помогают сформировать речь и речевой этикет. Также, практически в каждой теме, есть рубрика «Говорите правильно», где дается правильное произношение и использование в речи слов. 7) Развитие
и совершенствование всех видов речевой деятельности закладывают основы для овладения устной и письменной формой языка, культурой речи.
8) Составление рассказа, ответы на вопросы, написание сочинения, дать определение слову, объяснить пословицу, словосочетание. Таких заданий много, каждое упражнение нацелено на формирование речи. 8)Создание своих собственные речевых высказываний (при ответе на вопросы, при воспроизведении
содержания знакомой сказки по данной в учебнике иллюстрации, при составлении собственного текста по рисунку
и опорным словам.
2 класс 1)1 часть «Мир общения. Собеседники» - вводится понятие хорошей речи, устной и письменной речи, «Слово, предложение и текст в речевом общении» - понятие «слово», «предложение», «текст», говорится о смысле слова, видах предложений по цели высказывания, виды текстов: повествование, описание, рассуждение, «главный помощник в общении – родной язык» - написание письма, «слог. Перенос слова» - значение ударения в речи людей. 2 часть: «слово и его значение» - слово и значение слова, однозначные, многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы и их использование в речи; «части речи» - знакомство с разными жанрами: стихотворение, рассказ; «имя прилагательное» - план написания сочинения; «предложение. текст» - отличие предложений от текста, использование в речевом общении разных видов текста, умение выделить тему текста и озаглавить его.
2) В конце каждой темы есть рубрика «словесное творчество», в которой ребятам предлагается выразительно прочитать разные жанры текстов, выделить тему, озаглавить, ответить на вопросы. Значок мальчик с книжками – интересные факты для любознательных.
3) Вводится понятие слово, предложение, текст. Рассматриваются предложения разные по цели высказывания, основные характеристики предложения и текста, знакомство с текстом- сообщением, текстом-рассуждением и текстом-описанием, написание сочинения.
4) Текстовый материал учебника представлен отрывками из сказок, рассказов, загадок, поговорок, скороговорок, пословиц, стихотворений.
5) Имеются рисунки, иллюстрирующие тексты учебника. Они поясняют содержание текста или дополняют его. Также имееются иллюстрации, по которым надо составить рассказ. Такие рисунки служат целям развития связной речи школьников, пополнения их словарного запаса.
6) В учебнике имеются памятки, выделены словарные слова, странички для любознательных.
7)Учебник предусматривает формирование речевого этикета. Имеются темы, которые раскрывают, как правильно говорить. Практически в каждой теме, есть рубрика «Говорите правильно», где дается правильное произношение и использование в речи слов. В учебнике имеются отрывки из художественных произведений, которые помогают сформировать речь и речевой этикет.
8) В учебнике есть упражнения на составление диалога, написание рассказа, ответы на вопросы, выделить тему текста, озаглавить его. 1) «Рифма» - знакомство с рифмой, «Части речи» - определяют тип текста: повествование, описание, рассуждение, знакомство с распространенными и нераспространенными предложениями.
2) Круг с совой – сведения о языке, круг с вопросом – высказываем свое мнение, круг с пером – развиваем свою речь, круг с 2 звездами – работаем в парах.
3)Знакомство с видами текстов.
4) В учебнике представлены предложения и тексты, относящиеся к разным жанрам: пословицы, поговорки, за-
гадки, потешки, считалки, скороговорки, песенки, строки из рассказов, стихотворений, пейзажные зарисовки, научные тексты (правила, определения, рубрика «Страничка для любознательных», тексты энциклопедического
характера).
5) Имеется большое количество рисунков, иллюстрирующих тексты учебника. Они поясняют содержание текста или дополняют его. Предлагается рассмотреть рисунки и ответить на вопросы, составить рассказ по рисункам.
6) В учебнике имеются схемы, по которым надо составить речевое правило, имеются странички для любознательных: о происхождении слов, работа со словарями.
7) Школьники научатся
адекватно воспринимать звучащую и письменную речь,
анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать
собственные
монологические
устные
высказывания
и
письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Развитие
и совершенствование всех видов речевой деятельности закладывают основы для овладения устной и письменной формой языка, культурой речи.
8) Дети учатся создавать свои собственные речевые высказывания (при ответе на вопросы, при воспроизведении
содержания знакомой сказки по данной в учебнике иллюстрации, при составлении собственного текста по рисунку
и опорным словам. Отвечают на вопросы по тексту, выделяют тему текста, озаглавляют его.