Фрагмент для ознакомления
2
Тренировка в циклических видах спорта.
Циклические виды спорта характеризуются многократным повторением в процессе соревновательной деятельности законченных циклических движений. К циклическим видам спорта относятся лыжные гонки, биатлон, шоссейные велогонки и маунтинбайк, триатлон, конькобежный спорт, бег на средние и длинные дистанции, включая горный бег, гребля, плавание.
Для развития и совершенствования определенных двигательных качеств, воспитания и совершенствования психических качеств, овладения техническим и тактическим мастерством применяются различные физические упражнения.
Эти упражнения несут определенную тренировочную нагрузку, которая должна основываться на закономерностях физиологических процессов и проводиться в необходимых гигиенических условиях. Одной из основополагающих концепций построения тренировочного процесса является волнообразность построения нагрузок на этапах подготовки.
Эта идея рассматривалась во многих видах спорта. В циклических видах спорта она разрабатывалась А. П. Бандарчуком, М.К. Залесским - в легкой атлетике, В. Д. Шапошниковым, В.Н. Манжосовым - в лыжных гонках.
Дело в том, что частое применение одних и тех же тренировочных нагрузок в одинаковых средствах делает тренировку монотонной и тренировочный эффект постепенно уменьшается. Это существенно устраняется волнообразностью распределения нагрузки, предполагающей постепенное плавное повышение и снижение ее в каждой из «волн» за определенный период тренировки. Данное положение было обосновано Л.П. Матвеевым как один из принципов спортивной тренировки [6, 135].
Дальнейшее развитие этой концепции привело к формулированию Д.А. Аросьевым так называемого «принципа маятника», когда тренировочные нагрузки в отдельных микроциклах изменяются не плавно, а путем резких колебаний [1, 24]. Резкие колебания, по мнению автора, создают в организме такие условия, когда он не успевает к ним привыкнуть, и процессы адаптации протекают эффективнее [5, 93].
В процессе оперативного управления подготовкой спортсменов в циклических видах спорта системный подход реализуется путем последовательного достижения промежуточных целей. Для успешности процесса тренирующие воздействия на каждом этапе подготовки должны соответствовать пластическим и адаптационным ресурсам организма. Такой подход отвечает требованиям системности, то есть согласованности составляющих его элементов.
Реализация целевых установок подготовки спортсменов циклических видов спорта обеспечивается соблюдением следующих принципов.
1. Модельные характеристики подготовленности должны соответствовать пространственно-временным параметрам соревновательной деятельности.
2. Оптимизация количественных соотношений и временных переходов от неспецифических упражнений скоростно-силового характера к специфическим упражнениям, соответствующим соревновательной деятельности по кинематике движений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 175 с.
2. Королев Г. И. Современные принципы системы подготовки в спорте. Очерки по теории методологии современной системы спортивной подготовки. На примере подготовки в спортивной ходьбе / Г. И. Королев. – М.: Мир атлетов, 2006. – 104 с.
3. Лемешков В. С. Разработка системы периодизации годичного тренировочного цикла в спортивной ходьбе / В. С. Лемешков // Проблемы повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности в спорте (научно-педагогическая школа Т. П. Юшкевича): материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 13 марта 2008 г. / редкол.: М. Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2008. – С. 48–50.
4. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для вузов / Л. П. Матвеев. – 4-е изд. – СПб.: Лань, 2005. – 384 с.
5. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: учеб. пособие / Л. П. Матвеев. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 318 с.
6. Слушкина Е. А., Добрынин И. М. Теоретико-методические основы тренировки в циклических видах спорта // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 11-1, 2009, с. 134-144.