Фрагмент для ознакомления
2
1. Все студенты НФИ КемГУ граждане РФ (ложь). – Некоторые сту-денты НФИ КемГУ граждане РФ (истина).
Все студенты НФИ КемГУ граждане РФ – общеутвердительное суж-дение А.
Некоторые студенты НФИ КемГУ граждане РФ – частноутверди-тельное суждение I.
Суждения А и I находятся в отношениях подчинения. Если А ложно, то I неопределенно по истинности, следовательно вывод вероятен, но мо-жет быть и ложным.
24. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
1. Рыбные продукты используются в соленом, копченом, консерви-рованном или свежем виде.
Это дизъюнктивное суждение, состоящее из четырех простых:
1) Рыбные продукты используются в соленом виде (p).
2) Рыбные продукты используются в копченом виде (q).
3) Рыбные продукты используются в консервированном виде (r).
4) Рыбные продукты используются в свежем виде (а).
Соединенная логическая связка «или». Дизъюнкция нестрогая.
В символической записи: p v q v r v а.
25. Произведите отрицание следующих простых суждений (найдите противоречие по логическому квадрату).
1. Ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем по-рядке.
При отрицании суждения его качество и количество меняются на противоположные. Это общеотрицательное суждение Е (Ни один S не есть Р), при отрицании оно меняется на частноутвердительное суждение I (Не-которые S есть Р): Некоторые договоры могут быть расторгнуты в одно-стороннем порядке.
Суждения Е и I находятся в отношениях противоречия. Е истинно, то I ложно, если Е ложно, то I истинно.
26. Произведите отрицание следующих сложных суждений, ис-пользуя законы пронесения отрицания (законы де Моргана):
1. Если я подготовлюсь к экзамену (а), то я сдам его на «хорошо» (b) или «отлично» (с).
а → (b v с) ≡ ¬а v (b v с) – я не подготовлюсь к экзамену или я сдам его на «хорошо» или «отлично».
¬(¬а v (b v с)) ≡ а ˄ ¬(b v с) ≡ а˄¬b˄¬с
Неверно, что «Я не подготовлюсь к экзамену или я сдам его на «хо-рошо» или «отлично»» эквивалентно «Я подготовился к экзамену, но сдал его ни на «хорошо» и ни на «отлично»».
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
27. Дайте общую характеристику категорическому силлогизму. Проанализируйте его структуру.
Категорический силлогизм – это дедуктивное умозаключение, в ко-тором из двух категорических суждений выводится новое категорическое суждение.
В структуру категорического силлогизма входят две посылки, свя-занные между собой и заключение.
Посылки и заключение, будучи суждениями, состоят из терминов, которых в силлогизме должно быть только три: меньший, больший и средний.
Меньший термин – это субъект заключения (S), больший термин – это предикат заключения (Р). Средний термин не входит в заключение, но входит в обе посылки, обеспечивая логическую связь между ними (М).
Посылка, в которую входит больший термин, называется большей. Посылка, включающая в себя меньший термин – меньшая посылка.
Все лица, совершившие преступление (М), привлекаются к уголовной ответственности (Р).
Некоторые подростки (S) совершают преступления (М).
Некоторые подростки (S) привлекаются к уголовной ответственности (Р).
28. Охарактеризуйте полную индукцию.
Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором на осно-вании принадлежности признака отдельным предметам или частям неко-торого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.
Посылками индуктивного умозаключения выступают суждения, в ко-торых фиксируется полученная опытным путем информация о повторяе-мости признака Р у ряда явлений — S1 , S2,.... Sn, принадлежащих одному и тому же классу К.
В зависимости от полноты и законченности эмпирического исследо-вания различают: полную и неполную индукцию.
Полная индукция – умозаключение, в котором на основе принадлеж-ности признака каждому элементу класса делается вывод о его принад-лежности классу в целом. Полная индукция применяются лишь в тех слу-чаях, когда имеют дело с закрытыми классами, число элементов в которых является конечным. Например:
S – присяжный заседатель; Р – ознакомление с правами и обязанно-стями присяжного.
S1 обладает Р
S2 обладает Р
……………..
S12 обладает Р
S1, S2… S12 составляют класс К (присяжные заседатели)
Каждый элемент класса К обладает Р, следовательно все присяжные заседатели (К) ознакомлены со своими правами и обязанностями (Р).
29. Какие существуют виды вывода по аналогии? Какова дока-зательность и убедительность умозаключения по аналогии?
Рассуждения по аналогии основаны на том, что если два предмета похожи один на другой в одном отношении, то можно сделать вывод об их схожести и в другом отношении.
По характеру сходства предметов выделяют аналогию свойств (два предмета имеют некоторые сходные свойства, следовательно они могут быть сходными и в некоторых других свойствах) и аналогию отношений (у предметов есть сходные отношения (ядро атома с электронами и Солнце с планетами).
По степени сходства предметов аналогия может быть строгой или не-строгой. При строгой аналогии переносимый признак необходимым обра-зом связан с другими, сходными признаками. В этом случае и вывод мо-жет стать достоверным. При нестрогой аналогии переносимый признак непосредственно не связан со сходным, но может иметь место. Такая ана-логия дает вероятное знание.
Аналогия может быть полной (уподобляемые явления имеют бли-жайший род) и неполной (сходство отмечается лишь в некоторых отноше-ниях). Аналогия также может быть развернутой и свернутой (энтимемати-ческой), истинной и ложной.
30. Постройте непосредственные умозаключения – превращение, обращение – из приведенных ниже суждений.
Пример. Все студенты нашей группы являются гражданами РФ («А»). Поскольку исходное суждение является общеутвердительным, а по операции превращения никаких ограничений нет, поэтому производим стандартную операцию превращения. Превращение: Все студенты нашей группы являются гражданами РФ («А»). – Ни один студент нашей группы не является не гражданином РФ («Е»). Пример. Поскольку исходное суж-дение является общеутвердительным «А», то при его обращении операция проводится с ограничением. Обращение: Все студенты нашей группы яв-ляются гражданами РФ («А»). – Некоторые граждане РФ являются студен-тами нашей группы («I»).
1. Некоторые юристы – преподаватели правовых дисциплин в вузе.
Это частноутвердительное суждение I.
Схема превращения суждения I:
Некоторые S суть Р.
Некоторые S не суть не-Р.
Некоторые юристы не являются преподавателями неправовых дис-циплин в вузе.
Схема обращения суждения I:
Некоторые S суть Р.
Некоторые Р суть S.
Некоторые преподаватели правовых дисциплин в вузе – юристы.
31. Запишите простые категорические силлогизмы в стандартной форме: установите заключение, большую и меньшую посылки; про-ставьте термины, определите их распределенность. Определите фигуру и модус. Проверьте получившиеся умозаключения по всем правилам (общим и частным) простого категорического силлогизма. Достоверно ли заключение? Если нет, то назовите, какое правило нарушено. Обоснуйте свой ответ.
1. Некоторые преступники имеют высшее образование. Ни один сту-дент не имеет высшего образования. Ни один студент не преступник.
Записываем в стандартной форме:
Большая посылка: Некоторые преступники имеют высшее образова-ние.
Меньшая посылка: Ни один студент не имеет высшего образования.
Заключение: Ни один студент не преступник.
Находим термины: М (средний термин) – имеет высшее образование, Р (больший термин) – преступник; S (меньший термин) – студент.
Некоторые преступники (Р) имеют высшее образование (М).
Ни один студент (S) не имеет высшего образования (М).
Ни один студент (S) не преступник (Р).
Это II фигура силлогизма, где средний термин занимает место пре-диката
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочаров В. А. Основы логики: учеб. / В. А. Бочаров, В. И. Маркин. – Москва: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. – 334 с.
2. Веревичев И. И. Курс лекций по логике: учебное пособие. – Улья-новск: УлГТУ, 2013. – 228 с.
3. Гильмутдинова Н. А. Логика и теория аргументации: Учебное по-собие / Н. А. Гильмутдинова. – Ульяновск: УлГТУ, 2006.
4. Ивин А. А. Логика: Учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Ивин. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2008. – 336 с.
5. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. – М.: Проспект, 2009. – 288 с.
6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник. – М.: ТК Велби, 2008.
7. Светлов В. А. Логика. Современный курс : учебное пособие для академического бакалавриата / В. А. Светлов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 403 с.
8. Хоменко И.В. Логика. Теория и практика аргументации. – М.: Юрайт, 2010. – 320 с.