Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации.
Дошкольное образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого нед оразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова, Е.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.
Цель исследования: Проанализировать совместную работу воспитателя и логопеда в ДОУ.
Объект исследования: Логопедическая работа с детьми.
Предмет исследования:Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда в условия ДОУ
Задачи исследования:
1. Дать характеристику детям с ОНР
2. Изучить взаимодействие работы воспитателя и логопеда.
3. Рассмотреть организацию работы в логопедической группе.
4. Изучить коррекционные методы работы с детьми
Методы исследования: изучение теоретической и методологической литературы по теме исследования.
1.Теоретические аспекты общего недоразвития речи.
Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов.
Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.
В логопедии разграничиваются понятия «нарушения речевого развития» и «задержка речевого развития». В отличие от нарушения речевого развития, при котором искажается сам процесс речевого онтогенеза, задержка речевого развития — это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. Понятие «распад речи» предполагает утрату имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.
Симптом нарушения речи — это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности. Симптоматика нарушений речи— это совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.
Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Патогенез нарушении речи — это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.
Коррекция нарушений речи — это исправление или ослабление симптоматики нарушений речи (бытующие термины «устранение», «преодоление речевых нарушений»).
Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в развитии компенсации играет центральная нервная система. Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляются на основе применения специальной системы логопедического воздействия, в процессе которого формируются компенсации.
2.Особенности взаимодействия педагогов при работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях логопедической группы ДОУ, в работе которого выделяются следующие основные направления:
- коррекционно-воспитательное;
- общеобразовательное.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Так же повысить эффективность коррекционно-образовательной работы. И исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
- логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
В соответствии с этими задачами следует разделить функции логопеда и воспитателя.
Функции логопеда:
- Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
-Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
- Коррекция звукопроизношения.
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
- Устранение недостатков слоговой структуры слова.
- Формирование послогового чтения.
В процессе создания коллектива также выявляет особенности поведения детей, их характера, тактично корригируя отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов.
После обследования проводится организационная родительское собрание, на котором даётся логопедическая и психолого-педагогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание и поэтапность коррекционно-развивающей работы.
3.Основные направления работы воспитателя с детьми с общим недоразвитием речи.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи: Согласно "Типовому положению о дошкольных учреждениях, для детей с нарушениями речи" в эти группы зачисляются:
а) дети с I уровнем речевого развития начиная с 3-летнего возраста со сроком обучения 3-4 г.;
б) дети со II уровнем речевого развития начиная с 4-летнего возраста со сроком обучения 3 г.;
в) дети с III уровнем речевого развития начиная с 4-5-летнего возраста со сроком обучения 2 г.
Занятия проводятся с подгруппами и индивидуально.
Задачи и содержание логопедической работы вытекают из анализа структуры речевого недоразвития, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей.
В основе формирования устной речи у детей лежит обучение составлению предложений разных типов.
Последовательность усвоения конструкций предложений, грамматических форм определяется тем, как происходит развитие речи в норме. Учебный материал, методические приемы каждого этапа работы предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на то, что у ребенка уже сформировалось спонтанно или в результате предыдущей логопедической работы.
"Учитывая возрастные, характерологические особенности безречевых детей, выраженный речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, необходимо с первых же занятий создавать у ребенка хороший настрой, желание "играть" (заниматься) с логопедом, активно контактировать с ним. Успех первых шагов во многом определяется тем, насколько логопед сможет заинтересовать ребенка, организовать увлекательную для него ситуацию, создать стимул для подражания. В работе с детьми с I уровнем речевого развития главными задачами являются следующие.
1. Развитие понимания речи.
2. Развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний.
3.Развитие внимания и памяти.
С самых первых занятий используются варианты разных упражнений, направленных прежде всего на развитие у ребенка активного внимания, умения вслушиваться в обращенную к нему речь, выполнять задания на основе словесных конструкций. При этом уточняются значения ряда слов - названий предметов, действий, признаков. Важно, чтобы предметный словарь носил конкретный характер, а действия были наглядными, легко поддающимися демонстрации".
Обращения к детям следует облекать в форму побудительных и вопросительных предложений, в которых должны присутствовать одни и те же слова в разных грамматических формах. Такие упражнения проводят в игровой форме с широким использованием наглядной ситуации, при этом допускается ответ действием. Например: "К нам в гости пришел Незнайка. Он ищет своих друзей. Кто поможет ему найти собаку Дружка, лису Алису, Кота в сапогах? Покажите, у кого собака Дружок, где лиса Алиса. Кто нашел Кота в сапогах?" и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Коррекционно-развивающие технологии в дошкольном образовательном учреждении. Авторы-составители Л.В.Годовникова, И.В.Возняк, А.А. Морозова, А.Б.Белицкая; Волгоград, 2013.
2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ под ред. Т.В.Волосовец/. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Специальная дошкольная педагогика /под ред. Е.А.Стребелевой. М.: «Академия», 2001.
4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. М.: Просвещение, 1999.
5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., Просвещение; 1989.
6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.