Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Музыка И. Брамса является неотъемлемой частью мировой художественной культуры. Композитор в ряду наиболее известных среди зарубежных композиторов XIX века послебетховенской поры, особенно второй половины столетия. В исполнении произведений Брамса соревнуются оркестры, на его произведениях проверяется глубина музыкальности пианистов, его песни украшают программы вокалистов, его инструментальные сочинения представляют собой для любителей камерной музыки неиссякаемый источник наслаждения.
Конечно, у И. Брамса, как у каждого композитора, имеются произведения с разной качественной ценностью, но все они обладают высокостью помыслов, целеустремленной принципиальностью, эстетической чистотой. Вся его деятельность как творца музыки и как ее исполнителя – пианиста и дирижера – отмечена несгибаемой честностью наперекор судьбе. Это является специфической, едва ли не самой характерной чертой личности Брамса, который считается одним из самых требовательных к себе и одновременно трудолюбивых композиторов XIX века.
Музыкальное наследие И. Брамса обширно: оно охватывает многие жанры (за исключением только оперы) – камерные и симфонические, вокальные и инструментальные. Им создано 13 оркестровых сочинений (среди них 4 симфонии и 4 концерта) и 7 крупных вокально-симфонических произведений, 24 камерно-инструментальных ансамбля, множество фортепианных и около 400 вокальных пьес.
Содержательность сочетается во всех произведениях композитора с отточенным мастерством, образное богатство – с драматургическим единством. Совершенная композиторская техника Брамса основана на великолепном знании музыки разных эпох и стилей. В этом – своеобразие его положения среди современников: по существу романтик, он смог воспринять и творчески преломить художественные завоевания великой классики XVIII века.
Но Брамс не был исключительно хранителем заветов прошлого, классических национальных традиций: в своих творениях он отразил сложный душевный мир современника. Его музыка воспевает нравственную стойкость, свободу личности, мужество в испытаниях; она проникнута беспокойством и мятежным чувством, полна тревоги за судьбу человека; порой звучит и эпическая мощь.
Вместе с тем музыку И. Брамса отличает душевная отзывчивость и ласково-печальная сердечность, ощущение улыбки сквозь слезы: в ней прорывается и широкий вздох измученной души, и могучее устремление к радости.
Глава 1. Концерты И. Брамса
К числу крупных симфонических произведений Брамса относятся четыре инструментальных концерта: два для фортепиано и концерт для скрипки и концерт для скрипки с виолончелью. По содержанию эти концерты близки симфониям и в художественной ценности в целом не уступают им.
Первый фортепианный концерт d-moll, ор. 15 был создан в мятежный период «бури и натиска» в биографии композитора. Судьба этого произведения примечательна. Остальные три концертных сочинения были написаны в пору высшего расцвета мастерства.
Концерт для фортепиано № 1 в ре - минор, соч. 15 является произведением для фортепиано с оркестром, он был закончен Иоганнесом Брамсом в 1858 году. Для публики композитор дебютировал в Ганновере в 1859 году. Это было его первое оркестровое исполнение и (в третьем исполнении) его первое исполненное до одобрения публики оркестровое произведение.
Концерт включает в себя традиционные три части и по продолжительности составляет примерно от 40 до 50 минут.
Первая часть Маэстосо (ре минор) (ок. 20 мин.) создана в сонатной форме и включает в себя пять разделов: оркестровое вступление, экспозицию, развитие, рекапитуляцию и коду. Это движение большое, продолжается от 20 до 25 минут. Хотя без каденции, строгое соблюдение используемых в классический период форм принесло Брамсу репутацию «консервативного» в музыкальном плане, но вряд ли были таковыми его новаторские гармонии и аккорды.
В этой теме широкое использование нашли арпеджированные аккорды и трели. Вводятся другие темы в оркестровом вступлении, и происходит доработка тематического материала как оркестром, так и солистом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Галь, Ганс. Иоганнес Брамс. Творчество и личность Текст. / Г. Галь // Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера три мира. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - с. 23-230.
2. Гвоздев, А. В. Скрипичный концерт И. Брамса в аспекте творческого содружества композитора и исполнителя / А. В. Гвоздев // Актуальные вопросы струнносмычковой педагогики: межвузовский сборник трудов. – Новосибирск: Новосибирская гос консерватория, 1987. – Вып. 5. – С. 130–147
3. Гвоздев, А. В. Современные принципы интерпретации скрипичного концерта И. Брамса / А. В. Гвоздев // Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства: сборник научных трудов. – М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1988. – С. 31–43
4. Гуревич, Е. История зарубежной музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип Текст. / Е. Гуревич. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 320 с.
5. Методические рекомендации по изучению скрипичного концерта И. Брамса. Сост. Титков А. В. Текст. / Киев, 1990. - 30 с.
6. Царева, Е.М. Иоганнес Брамс Текст.: Монография / Е.М. Царева. М.: Музыка, 1986. - 383 с.
7. Царева, Е.М. К проблеме стиля И. Брамса Текст. / Е.М. Царева // Из истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1971. - С. 19-34.