Фрагмент для ознакомления
2
1. Проблема антропогенеза
Прояснению многих проблем антропогенеза способствует интенсивно ведущаяся в ряде стран исследовательская работа над морфологией уже известных находок, их сопоставлением с геологической датировкой и историко-культурной интерпретацией сопровождающего археологического инвентаря. В итоге можно сформулировать несколько тезисов, в которых отражаются модификация наших знаний в области антропогенеза на протяжении последних десятилетий и наши современные представления.
1. Палеогеографическая интерпретация экологической ниши человекообразных плиоценовых приматов в Сиваликских холмах в южных предгорьях Гималаев вместе с расширением знания их морфологии дала возможность с достаточно надежными основаниями высказать мысль о выпрямленном положение тела и двуногой локомоции у этих приматов – как полагают многие исследователи, непосредственных предков человека. При прямохождении передние конечности были свободны, что создавало локомоторную и морфологическую предпосылку к трудовой деятельности.
2. Датировка наиболее древних находок австралопитеков на территории Африки вызывает острые дискуссии. Если следовать не за наиболее крайними точками зрения и опираться не на единичные даты, а на серии дат, то и в этом случае древность наиболее ранних австралопитеков должна быть определена в 4 – 5 млн. лет. Геологические исследования в Индонезии указывают на значительно большую, чем считалось раньше, древность питекантропов и доводят возраст наиболее архаичных из них до 2 млн. лет. Примерно тот же, если не более почтенный, возраст имеют находки в Африке, которые условно могут быть отнесены к группе питекантропов.
3. Вопрос о начале истории человечества тесно связан с решением проблемы о месте австралопитеков в таксономической системе. Если они входят в семейство гоминид, или людей, то приведенная дата их наиболее раннего геологического возраста действительно знаменует начало человеческой истории; если нет – это начало не может быть отодвинуто от современности больше чем на 2 – 2,5 млн. лет, т. е. на возраст наиболее древних находок питекантропов. Бум, поднятый в научной литературе вокруг так называемого человека умелого (homohabilis), не получил поддержки с морфологической точки зрения: находку оказалось возможным включить в группу австралопитеков.
2. Биологическое и социальное в онтогенезе человека
Проблема соотношения биологического и социального в онтогенезе (индивидуальном развитии человека) рассматривается в науке неоднозначно. Наука ХХ века свидетельствует, что особенности генотипа проявляются на индивидуальном, а не на расовом уровне. В индивидуальном развитии человека выделяют два периода: эмбриональный и постэмбриональный.
В эмбриональный период развитие организма происходит по жёстко закреплённой программе и при сравнительно слабом (через организм матери) влияние окружающей физической и социальной среды. Развитие человеческого эмбриона и эмбрионов других млекопитающих очень сходно, особенно длительно сохраняются сходства эмбриона человека и обезьяны, что показывает их филогенетическое родство. Человек генетически уникален, его свойства в значительной степени детерминированы генотипом, и передача этих свойств последующим поколениям подчиняется законам наследственности. Индивид наследует от родителей телосложение, массу, конституцию (морфологические и функциональные особенности организма).
Однако многие учёные считают, что наследуются не сами способности, а их задатки, которые входят в развитие как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.
Генетический потенциал реализуется во времени. Подтверждением этому служат факты, когда человеческие дети, попадали в джунгли и несколько лет жили среди зверей. Необратимое отставание их в интеллектуальном, социокультурном развитии после их возвращения к людям невозможно было компенсировать, восстановить никакими самыми упорными усилиями врачей, педагогов, учёных. Это показывает, что человеческое поведение, язык, культура и различные формы социальной деятельности могут быть усвоены новым поколением только через социальное наследование, через передачу социальной программы в ходе обучения и воспитания в соответствующее, жёстко обозначенное время.
В онтогенезе человека важную роль играют генотип и фенотип.
Генотип – совокупность генов, локализованных в его хромосомах, наследственная основа организма.
Фенотип – совокупность всех свойств и признаков организма, которые формируются в ходе его индивидуального развития. Фенотип зависит от генотипа и среды, фенотип есть результат взаимодействия генотипа, организма в целом со средой.
Фенотип изменяется в течение всей жизни, тогда как генотип остаётся почти неизменным. Фенотип человека включает: биологические задатки, закодированные в генах; результаты влияния социальной и природной среды;
деятельность индивида; его сознание и мышление.
4. Человек, индивид, личность.
Нередко термины «человек», «индивид», «личность» употребляются в научной и художественной литературе как близкие по значению. Однако, с точки зрения обществознания, каждое понятие имеет свою специфику.
Человек - один из видов живых существ на Земле (в отличие от рыб, птиц, змей и т.д.), т.е. данное понятие обозначает всеобщие, присущие всем людям способности, отличающие нас от животного мира.
Индивид - отдельный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт.
Индивидуальность - это неповторимое сочетание природных и социальных качеств в конкретном человеке.
Личность - это индивид как носитель социальных качеств. Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Понятие «личность» характеризует социальную позицию, место и роль индивида в системе общественных отношений.
Исторически человек первоначально существовал как стадное животное, племенное существо. По мере развития социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс. Первоначально ребенок - это просто биологическое существо, у которого присутствуют лишь инстинкты и рефлексы. Но по мере своего развития, усвоения социального опыта человечества, он постепенно превращается в личность. Итак, личностное начало не является врожденным: человеку от рождения даны только предпосылки перерастания в личность и дальнейшего развития личностного начала.
Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность вне общества не формируется.
5. Социально-этические проблемы генной инженерии.
Здоровье, как и болезнь, затрагивает не только физический организм и не может определяться исключительно органическом смысле. Определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так: «Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, оно определяется не только отсутствием болезни и немощи». Это физическое и психическое состояние целостности, стабильного функционирования всех органов и развития внутренних процессов, способствующих жизнедеятельности человека. Это определение выходит уже за рамки органической концепции здоровья, ибо включает в себя психическое и социальное состояние индивида. Оно представляется достаточно приемлемым, ибо открыто для улучшения и дает импульс к дальнейшим размышлениям.
Самые твердые основания для протестов против генной инженерии человека дает религия, и потому неудивительно, что большая часть сопротивления всем новым репродуктивным технологиям исходит от людей с религиозными убеждениями. Но это сопротивление глубинным образом определено фундаментальными религиозными истинами. Согласно иудео-христианской традиции человек есть венец и царь творения. Он создан по «образу» и «подобию» Божию (Быт. 1:26 – 27), что, по мнению одних толкователей, означает и данную природу человека, и его совершенство, цель, к которой он должен стремиться; а с точки зрения других, «образ» и «подобие» – синонимы. Человек уподобляется Богу, прежде всего в том, что ему дана власть над природою (Пс. 8), а также в том, что он получил от Творца «дыхание жизни». Человек благодаря этому становится «душою живою». Это понятие означает живую личность, единство жизненных сил, «Я» человека. Душа и плоть характеризуются органическим единством (в отличие от греческого философского дуализма, противопоставлявшего дух и плоть). Святые отцы единогласно утверждали, что человек представляет собой единство души и тела. Согласно св. Максиму Исповеднику, тело и душа дополняют друг друга и не могут существовать по отдельности. Высшим началом в человеке является дух, который даруется Богом и является самой невыразимой силой жизни, познания и активности.
6. ЭКО
1975 год стал революционным в истории ЭКО. Основоположниками ЭКО считаются британские ученые - эмбриолог Роберт Эдвардс и гинеколог Патрик Стептой. В 60-х годах Эдвардс работал с тканями человеческих яичников, удаленных во время операции и в 1967 году смог добиться первого в истории оплодотворения человеческой яйцеклетки в лабораторных условиях. В эти же годы Стептой активно участвовал в развитии такой принципиально новой отрасли хирургии, как лапароскопия. Первые годы совместной работы были потрачены на отработку методики получения яйцеклеток лапароскопическим доступом и на определении момента менструального цикла, наиболее подходящего для получения яйцеклеток, а также на разработку питательных сред, необходимых для культивирования эмбрионов. В 1976 году после нескольких сотен неудачных попыток они добились первой в истории искусственной беременности у женщины, к сожалению, эта беременность оказалась внематочной. Однако спустя 3 года на свет появился первый ребенок из пробирки - Луиза Браун.В России первый ребенок, оплодотворение которого произошло по технологии ЭКО, появился в 1986 году. В 1989г. стала возможной преимплантацимонная диагностика генетических нарушений, при которой исследованию подвергается изъятая часть яйцеклетки.
В России право на ЭКО законодательно закреплено в 35 статье Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, согласно которой «каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона», а также на информацию об этой процедуре, «о медицинских и правовых аспектах её последствий, […] предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство». Применение методов ВРТ в терапии женского и мужского бесплодия регламентируется приказом Минздрава РФ от 26.02.2003 №67.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., Центр, 2007 – 208 с.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2007. – 383 с.
3. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебн. пособие для вузов.-М.:Аспект Пресс, 2007. –256 с.
4. Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности. М. РАН, ин-т философии, 2005.
5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник.-М. Высшая школа. 2007. - 334 с.
6. Конспект лекций по КСЕ. – Сост. Ревская Н.В.- СПб: Альфа. 2008.-160 с.
7. Концепции современного естествознания. - Под ред. В.Н.Лавриненко.: М.ЮНИТИ, 2008.- 303 с.
8. Концепции современного естествознания.: учебник для вузов под ред.С.И.Самыгина.- Ростов-н-Д.: Феникс, 2008, 2003.-576 с.
9. Лось В.А. Основы современного естествознания. Уч. пособие. М., ИНФРА, 2007. – 192 с.
10. Масленникова И.С., Дыбов А.М., Шапошникова Т.А. Концепции современного естествознания. - СПб, СПбГИЭУ. 2008.-283 с.
11. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.:Высшая школа, 2009.
12. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ,2009.-287 с.
13. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997.
14. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания. М.:Высшая школа, 2009.- 208 с.