Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как любая система, система оценочной деятельности должна обладать целостностью (все элементы взаимосвязаны между собой), структурностью (каждый элемент является необходимым в системе), целенаправленностью (должна существовать цель функционирования системы в целом), взаимосвязью с внешней средой (система оценки функционирует не сама по себе, а в многообразных связях с другими подсистемами экономики). Под элементами системы оценочной деятельности понимаются:
- юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие предпринимательскую деятельность (оценщики);
- физические лица - специалисты по оценке стоимости;
- потребители услуг по оценке (органы государственного управления, физические и юридические лица всех форм собственности);
- образовательные и научно-исследовательские организации в сфере оценки;
- саморегулируемые организации оценщиков;
- организации, осуществляющие информационное обеспечение деятельности по оценке стоимости.
Четкое понимание системы оценочной деятельности, ее основных элементов, взаимосвязи между ними, их функций и принципов функционирования непосредственным образом связано с повышением роли функционирования системы оценочной деятельности в целом.
Глава 1. Теоретические аспекты оценки стоимости предприятия
1.1. Основные понятия и цели оценки предприятия
Исходя из толкований экономической теории, при ведении любого бизнеса необходимо определить единый базисный элемент, который будет существовать во всех областях работы, концентрировать и направлять процесс развития. В условиях, когда нововведения становятся залогом эффективности бизнеса, инновация как межотраслевая категория, носящая перспективный характер, является наиболее предпочтительным базисным элементом. Такая позиция решает проблему выбора комплексного подхода, делает текущую деятельность более сбалансированной и ориентирует процесс на развитие .
Реалии современной экономической жизни подразумевают наличие инновационного подхода на всех этапах становления и развития бизнеса, что делает проблему еще более сложной. Это связано с тем, что задача обеспечения баланса между процессом развития и текущей работой трансформируется в сложную совокупность с множеством переменных значений, пропорциональных количеству применяемых инноваций. Выходом из ситуации является построение динамической модели управления процессами с актуальным определением зависимостей устойчивости предприятия и необходимости введения инноваций.
На уровень вовлечения в работу новых знаний влияют их сущностные характеристики, которые значительно отличают их от классических факторов производства. Общие черты новых знаний:
- формируются однажды, могут быть использованы многократно и не убывают по мере их эксплуатации;
- являются индивидуальным успехом конкретной единицы кадрового состава;
- одновременно ими могут пользоваться многие потребители, при этом качество от этого страдать не будет;
- имеют безвозвратный характер;
- нематериальны и нуждаются в выражении в форме текста, графики или объекта.
Из вышепоименованных свойств вытекает само понятие «знание» - осмысленная, переработанная и усвоенная информация, прошедшая через сознание потребителя и имеющая конкретный результат, выражающийся в новых технологиях, оборудовании и т.д. Как правило, среди признаков знания выделяют:
- доказанность;
- апробированность;
- обобщенность;
- потенциальную полезность;
- убежденность.
Таким образом, можно сказать, что информация зависит от знания и является его базисом. Это подтверждается тем, что информация используется для принятия управленческих решений, а знания являются основой таких решений.
В отечественной практике движение к экономике знаний благоприятно влилось в национальные особенности, определяющие поведение при построении бизнеса. Исключительно русский характер импульсивности труда не дает возможности создать массовый продукт высокого качества, но создает условия для проявления нестандартного мышления и творческого подхода .
На сегодняшний день сырьевая зависимость отечественной экономики приостанавливает развитие рынка знаний. Однако современные тенденции говорят о динамике роста объема экспорта на запад интеллектуальных ресурсов и индивидуальных знаний. Подобная динамика наблюдалась в начале 90-х, когда экспорт интеллектуального капитала находился на пике.
Еще одним препятствием для отечественной экономики знаний является отсутствие комфортной, уважительной и доверительной атмосферы для держателей знаний.
В совокупности для решения этих двух проблем в России требуется построение новых производственных и трудовых отношений. Среди отечественных менеджеров бытует мнение, что управление информацией и знаниями - одно и то же. Это главное заблуждение, которое губит инновацию в российском бизнесе.
Исследования проблем развития на российских предприятиях выявили ряд факторов, препятствующих успешной реализации инноваций.
1) Недостаток денежных средств.
Несмотря на возможность использования заемных денежных средств, управленцы редко используют этот механизм, что в большей степени вызвано низким уровнем развития элемента планирования.
2) Высокая стоимость инноваций.
В действительности деньги в развитие будущего вкладываются уже сейчас. В условиях предкризисной ситуации это, скорее, непозволительная роскошь.
3) Экономический риск.
Вложенные средства могут не окупиться, а могут дать результат в далеком будущем. Из-за этого возникает дисбаланс в развитии бизнеса.
4) Недостаток квалифицированных кадров.
Вновь введенный инновационный проект должен обеспечиваться кадрами с соответствующей профессиональной подготовкой.
5) Неопределенность срока инновационного развития.
Даже при качественном планировании процесса развития могут возникать ситуации, дестабилизирующие намеченный курс.
Таким образом, при реализации процесса развития необходимо учитывать проблему устойчивости текущего функционирования бизнеса. Эта категория рассматривается как одно из проявлений целостности процесса и означает самозащиту всех элементов бизнес-структуры.
В заключение стоит заметить, что в России существуют все условия для ведения инновационного бизнеса . Исходя из сегодняшнего положения дел можно констатировать, что все управленцы спешат к моментальной окупаемости своих бизнес-проектов, что негативно сказывается на общем развитии экономики знаний в нашей стране.
Фактически, под оценкой бизнеса понимается выполненной следующих задач:
1.Оценка мажоритарного (иначе – контрольного, блокирующего) пакета акций предприятия. Это наиболее востребованная задача, которая даёт наиболее полное представление о стоимости бизнеса в целом или стоимости наиболее крупного пакета акций;
2.Оценка миноритарного пакета акций. В данном случае осуществляется оценка одной акции в составе миноритарного пакета;
3.Оценка имущественного комплекса. Особое внимание здесь уделяется оценке активов компании – зданиям, сооружениям, сетям, коммуникациям, земельным участкам, транспортным средствам и оборудованию. Также осуществляется анализ финансовых потоков предприятия;
4.Оценка акций предприятия, которые котируются на рынке. Это достаточно частный случай, который зачастую сводится к анализу котировок, состояния рынка и определению ставки дисконта.
Особенностями бизнеса, как товара, являются следующие факторы:
Бизнес является инвестиционным товаром, поскольку вложения в него осуществляются с целью возвращения средств и покрытия рисков в будущем. Расходы на бизнес и получение доходов с него различны по времени. Следует учитывать, что сумма ожидаемой прибыли неизвестна, а при оценке носит достаточно вероятностный характер, и поэтому инвестору также следует учитывать риск неудачи – вложенные инвестиции канут в лету, или же вернутся, но не покроют все риски. Если же бизнес, по своей доходности с учетом времени их получения меньше, чем издержки на его приобретение, то он теряет инвестиционную привлекательность. Таким образом, при оценке бизнеса текущая стоимость будущих доходов, которые вероятно получит инвестор, представляет собой рыночную стоимость.
Бизнес – это система, но на рынке вполне может быть реализована, как весь комплекс, так и отдельными подсистемами или даже элементами. Фактически, товаром можно назвать даже не весь бизнес, как таковой, а отдельные составляющие этого единого целого. Компания «Активные Бизнес Консультации» поэтому также оценивает рыночную стоимость отдельных активов, когда это соответствует цели .
Доходность, инвестиционность и потребность в бизнесе зависят от постоянно изменяющихся процессов, происходящих не только внутри самого бизнеса – но и во внешней среде. Так, нестабильность в государственной экономике может привести бизнес к неустойчивости – с другой же стороны, нестабильность бизнеса может привести к созданию нестабильности на рынке, в отрасли. Таким образом, возникает необходимость в постоянном регулировании бизнеса – при этом, качественным и квалифицированным. Это также учитывается при оценке бизнеса.
Так как бизнес оказывает существенное влияние на рынок и отрасль – он воздействует на государственную экономику. Поэтому важно, что бы государство также предпринимало шаги по регулированию бизнеса – в некоторых случаях формировало цены на бизнес. Особенно это касается тех предприятий, у которых есть доля государства в капитале.
Оценка бизнеса предприятия - это определение стоимости бизнеса, а точнее той доли стоимости, которая приходится на оцениваемый пакет акций. В зависимости от количества акций, пакет может быть миноритарным, мажоритарным, блокирующим или контрольным.
Оценка может быть произведена в отношении любых видов акций – обыкновенных, привилегированных, эмитированных как открытыми, так и закрытыми акционерными обществами .
На стоимость акций влияет также такой показатель как ликвидность. Ликвидность – это качество ценной бумаги, характеризующее возможность ее быстрой продажи. Чем выше ликвидность, тем больше стоимость ценной бумаги (при прочих равных условиях). Наибольшей ликвидностью обладают акции открытых акционерных обществ (ОАО), которые котируются на организованном рынке ценных бумаг. Ликвидность акций ОАО, чьи акции не котируются на организованном рынке ценных бумаг несколько ниже. Самой низкой ликвидностью обладают акции закрытых акционерных обществ (ЗАО).
Основой для оценки акций служит определение их стоимости как финансового инструмента, способного приносить прибыль его владельцу. К способам извлечения прибыли относятся получение дивидендов и рост стоимости акции, связанный с улучшением финансовых показателей компании, расширением ее бизнеса и увеличением стоимости активов. Таким образом, оценка акций может осуществляться по следующим показателям: рынок капитала, чистые активы, дивиденды.
Когда мы стремимся к оценке работы компании, мы смотрим на манеры измерения экономических и финансовых последствий, принимаемых руководством компании, в операционной, финансовой и инвестиционной деятельности.
Важной проблемой , которая должна быть решена путем финансового анализа, связана с оценкой эффективности компании в использовании имеющихся ресурсов, а также в какой степени прибыльность компании встретила акционеров в ожидании финансирования . Максимизация стоимости компании неразрывно связана с положительными результатами во всех вышеупомянутых областям.
В связи с анализом доходности компании, специалисты единодушны в том, что она играет важную роль в рамках финансового анализа. На самом деле, анализ рентабельности компании представляет собой фундаментальную диагностику, наряду с оценкой рисков и измерение стоимости компании , как отношение между доходностью и риском принять.
Главный риск для любого бизнеса это то, что он так и не станет прибыльным. Слишком много факторов влияет на успех бизнеса. От идеи, до реализации идеи и насколько своевременно начат бизнес. И это без учёта внешних рисков для бизнеса, вроде колебания курса валют, налоговой политики государства, поведения потребителей и конкурентов.
Радужные мечты и излишне оптимистическое настроение не лучший помощник для бизнесмена. К тому же, секрета 100 % коммерческого успеха никто не нашёл. Гарантий нет. Но риск это не повод отказаться от создания бизнеса. Скорее это причина для использования более взвешенного и рационального подхода к организации и управлению бизнесом.
Сейчас практически каждый вид деятельности связан с конкуренцией. Начинающие бизнесмены нередко делают ошибку, недооценивают конкурентов или переоценивают свой бизнес. Риски, связанные с ответной реакцией на появление новичка, достаточно большие. И не факт, что начинающему бизнесмену удастся занять своё место под солнцем. С другой стороны, там, где нет конкуренции, нет и покупателей.
Финансовые риски неизменный спутник любого бизнеса на всех этапах. На начальном этапе бизнес, как никогда, требует финансовых ресурсов. Не всегда есть возможность привлечь собственные ср