Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях физическая подготовка и спорт нуждаются в финансовой поддержке. Спорт высших достижений сегодня стал профессиональным, а значит, зависит от тех, кто вкладывает в него деньги.
Стратегической целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта является повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, для чего необходимо совершенствование системы подготовки спортивного резерва и обеспечения подготовки спортивного и олимпийского резерва.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» говорит о необходимости материально-технического обеспечения спорта высших достижений, в том числе обеспечения соответствующими объектами и сооружениями.
В России складываются рыночные отношения, спортивный и физкультурно-оздоровительный бизнес активно встраивается в экономику. В этих условиях возрастает роль спортивного менеджмента, маркетинга и коммерческого права, рекламной деятельности, спонсорства, лицензирования, страхования.
Массовый спорт, оздоровительная физическая культура, туризм, профессиональный спорт, физическая подготовка во многом подчиняются принципам свободного рынка, а также удовлетворению индивидуальных и общественных нужд граждан.
Целью работы является изучение материально-технического и финансового обеспечения физической культуры и спорта.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− изучить особенности финансового и материально-технического обеспечения физической культуры и спорта;
− выявить основные тенденции развития финансового и материально-технического обеспечения.
Глава 1. Тенденции финансового и материально-технического обеспечения физической культуры и спорта
1.1. Особенности финансового обеспечения
Конституция Российской Федерации в ст. 41 закрепила финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения. Физическая культура и массовый спорт находятся в ведении государства и решают задачи по активному отдыху и оздоровлению населения. Ряд структур физического воспитания и спорта являются самостоятельными коммерческими организациями, выполняющими вспомогательную роль при строительстве спортивных сооружений.
Попытки увязать спорт и предпринимательство (спортивный маркетинг) получили свое развитие в России, поскольку необходимо содержать команды, спортивные залы, бассейны и оздоровительные центры, проводить соревнования, оказывать физкультурно- спортивные услуги.
Многие виды спорта стали более динамичными, зрелищными. Этим и воспользовались предприниматели. Они изменили дизайн спортивной одежды, обуви, инвентаря, оборудования и спортивных сооружений, превратив все в товар. Подготовка спортсменов для достижения высоких результатов значительно подорожала, возросли требования к спортивным сооружениям. Новшества повлекли за собой развитие и совершенствование спортивного маркетинга.
Одно из ключевых направлений в спортивном маркетинге -- спонсорство. Прибыль от спонсорских договоров и контрактов во многих случаях позволяет развивать в вузах физическую подготовку, отдельные виды спорта. финансовый материально-технический обеспечение спорт
Особым видом спонсорства является меценатство – благотворительное пожертвование материальных средств на одноразовое проведение спортивного мероприятия (а если имеется возможность, то и на постоянное). На практике сложились следующие категории спонсорства:
− финансовое – прямые денежные вложения;
− информационное – поддержка со стороны средств массовой информации;
− натуральное – предоставление спонсором спортивной организации своих товаров и услуг взамен выплаты наличными.
Одна из ключевых проблем в организации спортивного маркетинга – умение найти потенциального спонсора и предложить ему свой проект. Потенциальными спонсорами могут быть нефтяные, газовые, страховые компании, фирмы, выпускающие продукты питания, коммерческие банки, промышленные предприятия и предприниматели.
Различные формы коммерческих сделок в спорте могут подлежать прямому или косвенному налогообложению. Однако благотворительность может освобождаться от налогов, когда это четко оговорено в законодательстве.
1. 2. Материально-техническое обеспечение
Основной составляющей материально-технической базы физической культуры и спорта, в т.ч. спорта высших достижений, являются спортивные объекты и сооружения.
Структура материально-технической базы спорта высших достижений сформирована в соответствии с функциональной формой и назначением спортивных объектов и сооружений, входящих в ее состав.
Все объекты и сооружения спорта высших достижений объединяются в две группы:
- учебно-тренировочные;
- демонстрационные.
Необходимо отметить, что перечисленные спортсооружения демонстрационной группы являются одновременно материально-технической базой спорта высших достижений и массового спорта.
Один из важнейших вопросов подготовки спортсменов к международным соревнованиям и Олимпийским играм - это материально-техническое обеспечение сборных команд России, включающее наличие учебно-тренировочных центров и баз.
Обеспеченность вузов спортивными сооружениями недостаточна как по количеству, так и по типам сооружений. Многие вузы физической культуры и спорта (ФКС) не имеют полного состава физкультурно-спортивных сооружений, необходимых для организации и ведения учебно-образовательного процесса, обучения и формирования кадров преподавателей, подготовки тренерско-преподавательских кадров по различным видам спорта, а также подготовки спортсменов-разрядников в составе обучающихся студентов.
Существующая сеть СДЮШОР не отвечает в полной мере требованиям подготовки спортивного и олимпийского резерва. Они не обеспечены в полной мере необходимыми спортивными сооружениями. Многие СДЮШОР в регионах РФ не имеют профильных спортивных сооружений и вынуждены арендовать их (от 40 до 65%) у общеобразовательных учреждений, а также муниципальных (городских) и ведомственных сооружений (стадионы - 40%, крытые ледовые арены и катки - 58%, спортзалы - 65%, плавательные бассейны - 60%, спортплощадки - 50%, лыжные базы - 42%, водные станции и гребные каналы - 63%, стрельбища и тиры - 62%).
Но арендуемые спортсооружения не всегда в полной мере соответствуют требованиям учебно-тренировочного процесса специализированных, профильных СДЮШОР, методам подготовки спортивного и олимпийского резерва.
Формирование и перспективное развитие материально-технической базы должно базироваться на анализе и оценке ее существующего состояния в целом по стране и в различных регионах Российской Федерации; на оценке соответствия материально-технической базы и спортсооружений в ее составе требованиям спортивных федераций к конкретным профильным спортсооружениям и спортоборудованию, соответствия требованиям подготовки спортивного и олимпийского резерва, проведения спортивных учебно-тренировочных занятий, спортивных тренировок и соревнований.
Поэтому необходимо формирование и строительство в их составе недостающих профильных спортсооружений при их реконструкции.
Существующая сеть училищ олимпийского резерва (УОР), как федеральных, так и региональных, также не отвечает современным требованиям подготовки спортивного и олимпийского резерва, т.к. многие из них не обеспечены необходимыми спортсооружениями и также вынуждены арендовать их.
Глава 2. Анализ материально-технического и финансового обеспечения физической культуры и спорта
2.1. Основные факторы и риски, сдерживающие развитие материально-технического оснащения сферы физической культуры и спорта
К ключевым факторам, удерживающим развитие материально-- технического оснащения, относятся:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». № 329-Ф3, Москва, 4 декабря 2007 г.
2. Субъекты Российской Федерации - основа системы подготовки резерва спортивных сборных команд страны [Текст]. Москва. Кремль. 2010 г. - 39 с.
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Мин-спорттуризм России. Москва, 2009. - 32 с.
4. Аристова Л.В. Модернизация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений: методические рекомендации [Текст] / Л.В. Аристова, М.В. Ви-нодарова, Ю.Г. Жура, В.М. Крылова. - М., 2006. - 53 с.
5. Аристова Л.В. Тенденции и проблемы развития сети физкультурно-спортивных сооружений для зимних видов спорта [Текст] / Л.В.Аристова // Материалы международной научно-практической конференции. 2-4 апреля 2008 г. - М., 2008. - С. 38-43.
6. Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. Москва: Издательский центр «Академия», 2001. 432 с.
7. Зубарев Ю.Н. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие / Ю.Н. Зубарев, А.А. Сучилин. Волгоград: Сфера, 2005. 267 с.
8. Исаев А.А. Спортивная политика России / А.А. Исаев. Москва: Советский спорт, 2002. 512 с.
9. Квашук П.В. Перспективы совершенствования системы подготовки спортсменов высокой квалификации в Российской Федерации [Текст] / П.В. Квашук, Б.Н. Шустин, Г.Н. Семаева. - Гомель, 2009. - С. 80-83.
10. Крылова В.М. Пути формирования материально-технической базы для развития детско-юношеского спорта [Текст] / В.М. Крылова // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 51-54.