Фрагмент для ознакомления
2
. Гипертимный тип. Отличается общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события вносит много шума, любит шумные компании сверстников. Неусидчив, недостаточно дисциплинирован, учится неровно, при достаточно хороших общих способностях. Настроение всегда приподнятое. Со взрослыми людьми, родителями и учителями нередко провоцирует конфликты. При большом разнообразии увлечений такие подростки могут быть поверхностными и изменчивыми в своих пристрастиях. Они нередко переоценивают свои возможности, являются самоуверенными, любят прихвастнуть, стараются производить хорошее впечатление на окружающих.
2. Циклоидный тип. Отличается повышенной, периодически наступающей раздражительностью, склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают оставаться дома вместо того, чтобы находиться в шумных компаниях среди сверстников, на улице или вне дома. На замечания в свой адрес реагируют раздражительно, тяжело переживают происходящие с ними неприятности.
3. Лабильный тип. Крайне изменчив и непредсказуем в своем настроении, причем поводы для смены настроения могут оказаться самыми незначительными. Вместе с тем подростки этого типа хорошо понимают и чувствуют отношение к себе со стороны окружающих людей.
4. Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной капризностью и мнительностью, утомляемостью и раздражительностью, особенно в моменты выполнения сложной умственной работы.
5. Сензитивный тип. Этому типу людей свойственна повышенная чувствительность к людям и к человеческим отношениям. Они не любят больших, шумных компаний, азартных игр, обычно бывают робкими и застенчивыми и нередко производят впечатление замкнутости. В действительности же такие подростки бывают вполне открытыми и общительными, но только в узком кругу близких, хорошо знакомых людей. Общению со сверстниками часто предпочитают общение со взрослыми людьми и малышами. Отличаются послушанием и привязанностью к родителям. У них довольно рано обнаруживается выраженное чувство долга, высокие моральные требования к себе и окружающим людям, повышенное старание и усердие.
6. Психастенический тип. Подростки такого типа отличаются ранним и ускоренным психологическим развитием, нередко обгоняя своих сверстников. Они склонны к размышлениям, самоанализу. Самоуверенность у них нередко сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - с их непродуманностью и склонностью к преждевременным действиям.
7. Шизоидный тип. Характеризуется повышенной замкнутостью, предпочитает быть один или находиться в компании взрослых. Нередко проявляет безразличие к окружающим, плохо понимает их состояние, не умеет сопереживать, сочувствовать. Часто погружается в фантазии и грезы, оторванные от реальной действительности.
8. Эпилептоидный тип. Такие подростки часто плачут, изводят окружающих людей, особенно в детстве, мучают животных, дразнят младших но возрасту детей, издеваются над беспомощными. В компаниях сверстников ведут себя как диктаторы. Типичные черты: жестокость, властность,эгоизм. Стараются угождать старшим, более сильным, чем они, и влиятельным людям.
9. Истероидный тип. Обладает склонностью впадать в истерику. Отличается эгоизмом, стремлением привлекать к себе особое внимание. Нередко наблюдается позерство, театральность поведения. С трудом выносит, когда кого-либо хвалят в его присутствии, когда кому-либо уделяют больше внимания, чем ему. Отличается чрезмерными претензиями на исключительное положение среди сверстников.
10. Неустойчивый тип. Это - слабовольный человек, обнаруживающий склонность подчиняться складывающимся обстоятельствам. Стремится к развлечениям без разбора, праздности и безделью. Серьезные увлечения и интересы отсутствуют, не думает о своем, в том числе профессиональном, будущем.
11. Конформный тип. Демонстрирует постоянную склонность и готовность менять свои взгляды и поведение по соображениям личной выгоды, в угоду людям, от которых он зависит. Это - приспособленец, готовый ради собственных интересов предать других людей, покинуть их в трудную минуту, причем почти всегда такой человек находит "моральное оправдание" своим аморальным поступкам.
Фрагмент для ознакомления
3
Основная литература:
1. Райгородский Д. Я. Психология личности [Текст] : в 2 т. / Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2013. - 1056 с.
2. Нуркова, В. В. Психология [Текст] : учебник для бакалавров ; рекомендовано Мин.
образования / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 575 с.
3. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика [Текст] : учебник для вузов / Л. Д. Столяренко , С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко . - 3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 636 с.
4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 448 с.
5. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] : хрестоматия / сост.
Л. В. Куликов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2009. - 464 с. : ил. 6. Психология личности. Хрестоматия [Текст] : хрестоматия / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей, В. В. Архангельская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова : фак. психологии. - М. : АСТ : Астрель, 2009. - 624 с. : ил.
7. Мананикова, Е. Н. Психология личности [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. Н. Мананикова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2009. - 220 с.
б) дополнительная литература:
1. Абульханова, К.А. Российский менталитет: проблемы психологической теории и практики / К.А. Абульханова, А.В.Брушлинский, М.И. Воловикова. - М.: институт психологии РАН, 1997. – 336с.
2. Бехтерев, В.М. Объективное изучение личности: Избранные труды по психологии личности в двух томах. Т .2 / В.М. Бехтерев / Отв. ред. Г.С.Никифоров, Л.А. Коростылева.- СПб.: "Алетейя", 1999.- 287с.
3. Бехтерев, В.М. Психика и жизнь: Избранные труды по психологии личности в 2-х томах. Т.1 / В.М. Бехтерев / Отв. ред. Г.С. Никифоров, Л.А.Коростылева. - СПб.: "Алетейя", 1999. - 256с. 4. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский / Под ред. Я.Г. Ярошевского. – М.: Институт практической психологии,
Воронеж: МОДЕК, 1996. – 512с. (Серия «Избранные психологические труды»)
5. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П.Елисеев. - СПб.: Питер, 2000. – 560с.
6. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 544с.
7. Ломов, Д.А. Системность в психологии / Д.А. Ломов / Под ред. В.А,
Барабанщикова. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЕК, 1996. –
384с. (Серия «Избранные психологические труды»)
8. Машков, В.Н. Введение в психологию человека: Уч. пособие / ВН. Машков. СПб.: Михайлова, 2003. – 380с.
9. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды в 70-ти томах / В.С. Мерлин / Под ред. Е.А. Климова. - М.: "Институт практической психологии", 1996 .- 448с.
10. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды в70-ти томах / В.Н. Мясищев / Под ред. А.А.Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева. - М.: Институт практической психологии", 1995. - 356с.
11. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека / В.П Озеров. - Дубна: "Феникс", 2002. - 320с.
12. Петровский, А.В. Психология о каждом из нас и каждому о психологии / А.В. Петровский. - М.: РОУ, 1996. – 328с.
13. Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.- сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2003. - 672с.
14. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе.- СПб.: Питер, 2001. - 416с.
15. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности \ Д.И. Фельдштейн / Под ред. Я.Г. Ярошевского. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЕК,
1996. – 512с. (Серия «Избранные психологические труды»)