Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Единый и целостный механизм государства как система государственных органов, учреждений и организаций, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства, в различные эпохи развития общества имел свои особенности и различную структуру. Это объясняется социально-экономическими и политическими причинами, национальным составом населения и территориальными размерами государства, геополитическим положением и климатическими условиями, а также целым рядом других факторов. Единый и целостный механизм современного государства сложен, имеет множество органов и учреждений, структурно подразделяется на крупные подсистемы, которые находятся в сложных отношениях субординации и координации.
Итак, цель работы – изучение принципов организации и деятельности механизма государства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, основные черты механизма государства
2. Рассмотреть понятие принципов организации и деятельности механизма государства
3. Рассмотреть классификацию принципов организации и деятельности механизма государства.
Основные методы исследования в данной работе являются описательный, сравнительный, структурно-аналитический.
Теоретико-методологическую базу работы составили две группы источников. К первой отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература). Ко второй отнесены законодательные акты, научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
1. Механизм государства: понятие, основные черты
Природе государства, его организации и функционированию всегда отводили и продолжают отводить ведущее место в череде проблем, которые изучают с позиции разных подходов отечественной и зарубежной науки, как прошлого, так и в современности.
Следует согласиться с позицией российского государствоведа начала ХХ в. А. Паршина о том, что без глубокого и всестороннего понятия природы и сути государства, без представлений о том, как оно будет работать и какой у него механизм, почти нельзя верно и квалифицировано управлять им, а следовательно - руководствоваться обществом, на основании того, что именно современное правовое государство будет выступать в качестве механизма согласования неизбежно разных потребностей и интересов граждан и их организации с целью обеспечения общих благ, выражая мировоззрение и представляя каждого члена общества.
Все государства будут представлять целостные организмы, существование которых будет невозможным без точно налаженной структуры, своеобразного действующего механизма. Данный механизм (либо аппарат) государства – это органы государственной власти, которые обладают своими специфическими направлениями деятельности.
Основа государственного механизма состоит из особой системы органов, которые непосредственно связаны с ведением одних либо других государственных функций. «Орган» произошел от греческого «organon», что будет означать «орудие, инструмент». Государственный орган - это относительно обособленная формализованная структура, в совокупности образующие механизм государства и предназначенный присущим ему методом осуществлять одни либо другие функции страны, применяя требуемые в определенных случаях меры по государственному принуждению. Различные органы государства будут взаимосвязанными и в большей либо меньшей мере взаимодействовать между собой.
Механизмом государства являются взятые в единстве и взаимодействии государственные органы, учреждения и материальные средства, при помощи которых осуществляют задачи и функции государства.
Механизм государства очень часто отождествляют с государством, что является неверным. Механизм является одним из проявлений государства. Понятие «механизм» выбрали с целью указания на то, что государство имеет проявление в различных государственных органах, учреждениях, связанных иерархической подчиненностью, правомочных совершать действия от имени государства. Механизмом является взаимосвязанное целое, которое является той реальной организующей материальной силой, опираясь на которую, государство действует, властвует, проявляет себя во вне. Механизмом олицетворяется государство, в нем выражается суть государства. Без механизма государство не будет существовать.
Государство реально действует, проявляя себя только в качестве системы, упорядоченной совокупности специальных органов, коллектива граждан, которые осуществляют управление делами общества от его имени и в рамках определенных полномочий. Такой коллектив действует на постоянной основе и, чаще всего, на профессиональной основе, что будет выделять его из общества и поставит над обществом. Граждане принимают определенное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица понесут персональную ответственность за эффективность своей деятельности .
Данная система государственных органов, профессионального коллектива и будет являться механизмом государства. Таким образом, механизмом государства является система государственных органов, которые призваны исполнять государственную власть, задачи и функции государства. Механизмом государства является та реальная организационная и материальная сила, имея которой государством провидится определенная политика .
Таким образом, механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.
2. Понятие принципов организации и деятельности механизма государства
Категорию «принцип» применяют в теории государства и права (так же как и в иных науках) с целью характеристики различных юридических явлений, таких как принципы права, принципы правотворчества, принципы юридической ответственности, принципы правовой системы и так далее. Известным высказыванием Гельвеция – «знание принципов будет возмещать незнание ряда фактов» – подтверждается значимость анализа принципиальных, основополагающих начал различной деятельности. Обеспечение оптимального функционирования механизма государства с надобностью нуждается в том, чтобы его строили, и он действовал на основании конкретных принципов, имеющих объективный тип, и среди них выделяют следующие:
1. Обязательность реального представительства в различных системах государственных органов и учреждений интересов, определенных граждан и их объединения. Что является возможным только в случаях бесперебойной работы демократической избирательной системы, действительной гарантии экономических, политических и прочих прав граждан и их объединения.
2. Открытость работы различных государственных структур, доступ к определенным сведениям (исключая те, которые нормативно относятся к засекреченным) каждого заинтересованного лица. Данный принцип состоит в
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Власенко, Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. - М.: Эксмо, 2011. - 416с.
2. Григорьева, И.В. Теория государства и права / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ, 2011. – 304 с.
3. Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение / Л.А. Голубева, А.Э. Черноков. - СПб.: Знание, 2010. – 439с.
4. Мелехин, А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. - М.: КонсультантПлюс, 2012. - 640 с.
5. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2010. – 429с.
6. Малахов, В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 159 с.
7. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. – М., Юрист, 2010. – 144с.
8. Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. - М.: Знания, 2010. - 160 с.
9. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 2 изд. – М.: РИОР, 2012. - 464 с.
10. Радько Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. – М., Юрист, 2011 - 176 с.
11. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Юрист, 2011. - 384 с.
12. Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник / В.И. Червонюк. - М.: ИНФРА - М.: 2009. – 704 с.
13. Шевчук Д.А. Теория государства и права / Д.А. Шевчук. – М., Юрист, 2010. – 299с.