Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В России и во всем мире стремительные изменения в конце XX - начале XXI века и связанные с ними состояние общества и государственных институтов, положение граждан страны, а также международных отношений определяют усиление интереса к проблемам международной и национальной безопасности.
Мировое сообщество оказалось перед необходимостью эффективного решения задач, направленных на сохранение международной безопасности. К таким задачам относятся, в частности, борьба с терроризмом, наркоторговлей, с созданием оружия массового поражения. Во втором десятилетии XXI века угроз, которые нависают над миром, достаточно много.
Присутствует смежность понятий международной и региональной безопасности. Под влиянием эпох, исторических аспектов, осознания важности мира и опасности войны происходило и изменялось формирование представлений и понятия сущности такого сложного и важного явления, как международная безопасность. Ведь для международной безопасности врагом номер один является именно война.
Требуется решение задач в комплексе для успеха операций, использование в решении этих вопросов военных и гражданских компонентов и ресурсов. Поэтому своевременным является признание того, что должны быть составными международные системы кризисного реагирования, должны включать в себя различные международные структуры, распределять и координировать функции между ними.
Концепция военного сотрудничества стран СНГ
Концепция военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств до 2020 года от 16.10.2015 г. является системным комплексом согласованных позиций, взглядов и подходов государств СНГ к целям, задачам, содержанию и направлениям дальнейшего развития многостороннего военного сотрудничества, в том числе и долговременное партнерство с различными евразийскими государствами.
Особенно важно, что такое партнерство стран СНГ имеет отношение к обеспечению взаимопонимания, уважению суверенитета государств СНГ и охраны военно-оборонными мерами национальных интересов.
Согласно пункту 4 Концепции, что «добрососедские отношения, углубление мер доверия, развитие национальных вооруженных сил, обеспечение совместной и национальной безопасности государств - участников СНГ осуществляется на основе широких партнерских отношений».
Широкие партнерские отношения в области военного сотрудничества предполагают конструктивное основанное на взаимной поддержке и доверии взаимодействие государств-участников СНГ, ОДКБ, ШОС в военной сфере, по направлениям и вопросам, которые представляют взаимный интерес и обеспечивают достижение актуальных национально значимых международных и целей.
Странами – членами ОДКБ, СНГ, ШОС расширяется военно-техническое и оборонное сотрудничество. Так, делегация Минобороны Узбекистана принимала участие в заседании руководителей структурных подразделений международного сотрудничества оборонных ведомств государств - членов ШОС, которое проходило в китайских городах Санья и Пекин.
В этом заседании также приняли участие делегации оборонных ведомств России, Таджикистана, Кыргызстана, Китая и др. В ходе работы проходило обсуждение итогов сотрудничества за 2017 год, а также поднимались вопросы проведения организации на территории КНР музыкального фестиваля военных оркестров «Труба мира» в 2018 году, совещания министров обороны Шанхайской организации сотрудничества, проведения международных форумов стран - членов ШОС по обороне и безопасности, совместных военных учений «Мирная миссия - 2018». Учитывая, что страны СНГ и ШОС выступают на евразийском пространстве в авангарде международной борьбы с терроризмом, осуществляют сопротивление попыткам нарушения стабилизации безопасности и мира, они не раз выражали намерения коллективно противостоять международному терроризму словом и делом, принимать меры, направленные на усиление военного и военно-технического сотрудничества.
Такие намерения нашли отражение в активной поддержке мер борьбы с терроризмом совместно с государствами - членами ШОС и ОДКБ и политики обеспечения коллективной безопасности. Страны СНГ для предотвращения проникновения террористических и экстремистских элементов на территорию республик укрепляют свои границы.
Страны СНГ, ОДКБ, ШОС принятием международных соглашений, деклараций, планов совместных действий, совместными усилиями не раз подчеркивали, что сотрудничество на многосторонней основе спецслужб, правоохранительных органов, общественных движений за «гуманизм против терроризма», служб мониторинга, важно для успешной борьбы с международными актами экстремизма, насилия и терроризма.
Практикой многостороннего сотрудничества в СНГ было показано, что государствами - участниками СНГ осуществляется военное сотрудничество, исходя из закрепленных в Разделе 2 Концепции СНГ 2020 г. 16.10.2015 г. ранее согласованных между собой, девяти базовых принципов.
Они закрепляются Положениями 8-17 Раздела 2 Концепции СНГ 2020 г. 16.10.2015 г. и в частности предусматривают:
«1) сохранение и развитие достигнутого уровня взаимодействия в военной сфере как основы дальнейшего совершенствования военного сотрудничества;
2) взаимное уважение суверенитета каждого государства, невмешательство в его внутренние дела и учет интересов друг друга при осуществлении военного сотрудничества;
3) самостоятельное определение государствами - участниками СНГ уровня участия в многостороннем военном сотрудничестве;
4) признание многоуровневой и разноформатной военной интеграции».
В понятие международной безопасности включается как безопасность во всем мире, так и безопасность отдельных регионов, тесно взаимодействующих между собой. Как может привести к усилению противоречий в отдельных регионах обострение глобальных проблем, так и могут перерасти конфликты в регионе в проблемы глобального масштаба.
Сотрудничество при проведении контртеррористических операций
Учитывая глобализацию и развитие международного терроризма за совершение террористических актов международного характера необходимо усиливать меры наказания. Нередко против лиц, которые подозреваются в причастности к террористической деятельности, очень трудно начать расследование и процессуальные действия.