Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Успешное формирование отечественной экономики, которое служит первоочередным направлением функционирования России, непосредственно зависит от того, насколько результативно действует вся система образования. Образование - это объект правового регламентирования не только потому, что связан с осуществлением гражданами конституционного права на образование, но и потому, что выступает отраслью экономики, которая определяет будущее российского государства. Помимо этого, образование есть сфера общественной жизни, где плотно контактируют интересы государства и общества, в том числе отдельных граждан. Вот почему образовательная политика и масштабные реформы в данной области, которые проводятся в настоящее время отечественным правительством, вызывают общественный интерес.
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Выстраивание образования на основе единых для страны стандартов заложено Конституцией Российской Федерации (ч. 5 ст. 43) . Единство стандартов призвано обеспечить цельность образовательного пространства, преемственность образовательных программ разных уровней и в конечном итоге удовлетворение образовательных потребностей обучающихся должного качества.
Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) как одной из гарантий равенства прав граждан при получении ими образования отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования (п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ), а именно Министерства образования и науки Российской Федерации (п. 5.2.41 Положения о Министерстве образования № 466 ).
На основании Федерального закона № 273-ФЗ федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки (ч. 6 ст. 2).
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ).
Федеральный закон № 273-ФЗ определяет базовое содержание ФГОС, устанавливая, что ФГОС включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ;
3) результатам освоения основных образовательных программ. Поэтому содержание стандартов выстраивается по определенной указанным Федеральным законом схеме.
В дошкольном образовании основы образования заложены федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования . ФГОС ДО призван унифицировать содержание образовательных программ дошкольного образования, обеспечить их преемственность с образовательными программами следующих уровней общего образования. Кроме того, установление общеобязательных требований к материально-техническим и финансовым условиям дошкольного образования, кадровому составу нацелено на обеспечение надлежащего качества первоначальной образовательной ступени. Дошкольное образование впервые было стандартизировано в соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ; ранее применительно к дошкольному образованию устанавливались федеральные государственные требования.
Федеральный закон № 273-ФЗ определяет направленность дошкольного образования на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч. 1 ст. 64). ФГОС ДО развивает положения Федерального закона № 273-ФЗ, устанавливая основные принципы дошкольного образования. Эти принципы закладывают фундамент образовательной деятельности в дошкольном образовании в целях обеспечения комфортной жизнедеятельности ребенка, адаптации его к социальным, историко-культурным и иным условиям жизни, подготовки к последующим образовательным уровням.
Стандарт дошкольного образования предусматривает пять образовательных областей, представляющих собой основные направления развития и образования детей: 1) социально-коммуникативную; 2) познавательную; 3) речевую; 4) художественно-эстетическую; 5) физическую. Развитие именно этих образовательных областей предопределяет успешность будущей образовательной деятельности ребенка.
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ содержание образования устанавливается образовательной программой (ст. 12). Подобное содержание закладывает основу формирования личности, ее конкретных знаний и навыков их использования, квалификационных и профессиональных компетенций. Так как образовательная программа выступает одним из существенных инструментов образовательного процесса, отмеченный Федеральный закон определяет основные начала, на которых основывается как содержание образования, так и содержание всех образовательных программ. К примеру, в числе главнейших принципов Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает: содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; учет разнообразия мировоззренческих подходов; обеспечение осуществлению права всех обучающихся на свободный их выбор мнений и убеждений; формирование способностей человека, развитие его личности на основании принятых в семье и обществе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Содержание профессионального образования на основании норм Федерального закона № 273-ФЗ обязано к тому же обеспечивать получение квалификации.
Образовательная программа - это комплекс важных характеристик образования, организационно-педагогических условий и в некоторых случаях форм аттестации (ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ). По своей правовой форме образовательная программа может предстать как в виде учебного плана, календарного учебного графика, а также рабочих программ учебных предметов, разнообразных курсов, других компонентов и оценочных и методических материалов.
Федеральный закон № 273-ФЗ представляет два вида образовательных программ: основные, охватывающие общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение, и дополнительные, которые опосредуют дополнительное образование.
Главные и дополнительные образовательные программы, в свою очередь, делятся по уровневой принадлежности на:
1) основные общеобразовательные программы (к примеру - образовательные программы дошкольного образования);
2) основные профессиональные образовательные программы (к примеру, образовательные программы среднего профессионального образования);
3) основные программы профессионального обучения (например, программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих);
4) дополнительные общеобразовательные программы (например, дополнительные общеразвивающие программы);
5) дополнительные профессиональные программы (например, программы повышения квалификации).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев такую тему контрольной работы, как «Государственный образовательный стандарт и образовательные программы», мы пришли к ряду выводов.
Единство стандартов призвано обеспечить цельность образовательного пространства, преемственность образовательных программ разных уровней и в конечном итоге удовлетворение образовательных потребностей обучающихся должного качества.
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» // Собрание законодательства РФ. - 16.11.2009. - № 46. - Ст. 5418.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
4. Указ Президента РФ от 09.09.2008 № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» // Собрание законодательства РФ. - 15.09.2008. - № 37. - Ст. 4184.
5. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 № 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 10.06.2013. - № 23. - Ст. 2923.
6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - № 265. - 25.11.2013.
7. Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 6. - 10.02.2014.
8. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 17.11.2017.
Научная и учебная литература
9. Долинская В.В. Новый Закон об образовании: вопросы взаимодействия государства, вузов и профессорско-преподавательского состава в обеспечении ФГОС ВПО // Цивилист. 2013. № 3. С. 23 - 34.
10. Иванова В.И. Государственная политика в сфере образования как показатель эффективности политической модернизации в современной России // Известия Тульского гос. ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». 2012. № 2. С. 272.
11. Козырин А.Н. Государственная политика Российской Федерации в области образования: понятие и законодательные принципы. URL: http://www.lexed.ru, дата обращения 16.11.2017.
12. Носов С.И. О некоторых проблемах юридического образования и аттестации научных кадров высшей квалификации // Юрист. 2013. № 14. С. 37 - 41.
13. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Юриспруденция, 2015. 480 с.
Судебная практика
14. Определение Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 № 274-О-О // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 17.11.2017.