Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Виртуальная компания в современной социально-экономической системе является довольно интересной бизнес-единицей. Это своего рода мета-единица (базисная, всеобщая), но только наоборот: она не может являться долгосрочной основой какой-либо «прочной» традиционной компании - наоборот, её создают уже сформировавшиеся компании и индивидуальные предприниматели (отдельные рабочие группы или фрилансеры), имеющие в своём запасе необходимые капиталы - знания, навыки и, главное, нужную инфраструктуру.
Начав с последнего «капитала» (и закончив человеческим), как раз и можно дать наглядную характеристику деятельности виртуальных компаний в современной экономике, функционирование которых по сути и держится на ИКТ - инфраструктуре: стационарных компьютерах (в том числе и серверах, где хранится база данных по рабочему проекту и база знаний сотрудников виртуальной компании) с программами, которые могут быстро помочь одному человеку связаться с другим (Скайп, ICQ и им подобные) КПК, мобильных телефонах с выходом в интернет и т.п ( реже или в крайнем случае могут использоваться обычные «стационарные» телефоны) .
Другие важные аспекты в этой характеристике – это те, кто пользуется интернетом (как основной базой виртуальной компании) - организации и «индивидуалы» и непосредственно их рабочая деятельность и территориальное расположение.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса устойчивого развития виртуальных компаний в Российской Федерации.
Задачи:
- сделать обзор крупнейших российских и зарубежных виртуальных компаний;
- проанализировать состояние виртуальных предприятий в Российской Федерации;
- описать актуальные проблемы виртуальных предприятий;
- рассмотреть инновации в развитии виртуальных предприятий;
- изучить стимулирование развития виртуального бизнеса;
- рассмотреть риски виртуальных компаний и пути их снижения.
1. Современное состояние виртуальных предприятий.
1.1 Обзор крупнейших российских и зарубежных виртуальных компаний
В современном мире просто невозможно представить жизнь человека без Интернета, несмотря на то, что не так давно часть людей пользовалось им только в рабочих целях, а другая – и понятия не имела о нем.
Интернет вошел в жизнь человека прочно и его роль становится всё более значимой, так как часть жизни проходит в виртуальном пространстве – социальные сети, различные сайты, мессенджеры.
Но в последние годы в жизни всемирной сети Интернет происходят изменения. Мир, в котором пользователи сети могли только читать информацию, постепенно исчезает, так как Интернет становится средой ведения бизнеса и предоставляет огромные возможности предприятиям. Большое количество компаний по всему миру видят в современных технологиях, в том числе и во всемирной сети, огромный коммерческий потенциал, возможность развития своего бизнеса и его на другой уровень. Так появляется понятие «виртуальная организация».
«Виртуальная организация — новейшая и потенциально наиболее важная форма бизнес-организаций из тех, что появились в течение последних десятилетий. Новая модель стала возможной в результате развития наисовременнейших технологий, самой значимой из которых является Интернет, и зависит от них. Она предлагает бизнес-сообществу возможность снизить издержки, повысить гибкость и предложить свой товар всему миру сразу. Активы теперь можно распределять, а не концентрировать; важность физического расположения сейчас влияет на эффективность гораздо меньше. Высокая скорость взаимного обмена информацией позволяет людям работать в команде, даже если их разделяют тысячи миль. Потребитель становится доступным; товары и услуги удается продавать без торговых фирм, не видя покупателя и не тратя время на операции погрузки-разгрузки товара. Все это открывает множество возможностей» .
Однако не стоит полагать, что приняв новую, «виртуальную» модель ведение бизнеса, организация легко добивается успеха в своей сфере. Скорее виртуальная организация представляют собой сложную идею, приступать к реализации которой следует очень внимательно; подобно всем сложным концепциям, эта также не лишена риска.
В настоящее время вместе с реальной средой, в которой функционирует множество частных предприятий, создается и активно развивается виртуальный мир бизнеса. Виртуальный мир представляет собой Интернет-системы снабжения и поставок, сбыта и продаж; торговых Интернет-площадок; корпоративных порталов и Веб-представительств. Все это необходимо для создания виртуальных предприятий. Основную роль связующего звена в данной схеме выступает Веб-представительство в глобальной сети Интернет.
Предприятие-продавец, выставляющий информацию о продуктах и услугах на Веб-сайт, доводит ее до покупателя, а покупатели изучают предложения и делают заказ, - таким образом в общих чертах можно описать одну из наиболее популярных механик работы в сети. Оформление и оплата заказа могут производиться электронным путем в виртуальном пространстве .
Принципы управления виртуальными организациями согласовываются с актуальными формами руководства и опираются по своей сути на традиционные классические основы теории менеджмента. Регулирование такой организацией имеет свои характерные особенности. Управление персоналом предполагает работу в инновационной высоко адаптированной среде, что требует применение оригинальных подходов и неординарных решений. Следовательно, для успешной деятельности организации необходимо иметь руководителя, обладающего такими качествами, как предприимчивость, ответственность, настойчивость, целеустремлённость, инновационная активность. Иными словами руководитель должен стать лидером, который не только воодушевляет сотрудников, но и помогает им преодолеть трудности и адаптироваться к новым условиям организации.
Вся работа виртуальной организации основана на использовании следующих видов информационно-коммуникационных технологий: технологии коммуникаций; технологии хранения информации; технологии мониторинга и сканирования; технологии моделирования; аналитические технологии. Подобные методики предназначены для обеспечения управленческой деятельности бизнес компаний, анализа их внутренней и внешней среды, а также для сбора, обработки и хранения информации, необходимой для принятия различного рода управленческих решений .
У виртуальной модели организации есть свои достоинства. Главным преимуществом является то, что компании имеют возможности привлекать опытных, квалифицированных специалистов из разных стран. Такие организации способны выбирать и использовать оптимальные ресурсы и первоклассные способы решения задач с наименьшими производственными и временными затратами. В связи с этим увеличивается скорость выполнения заказа, снижается общая совокупность затрат, вследствие чего виртуальные компании более быстро и полно удовлетворяют потребности своих заказчиков.
Приведём примеры конкретных виртуальных организаций:
1.«VIRTEC Project»
«VIRTEC Project» родом с факультета инженерии Университета Сан Паоло в Бразилии. В его состав входят девять разных по размеру предприятий, разделяющих между собой функциональные обязанности по обеспечению проекта всем необходимым. Более того, образующие предприятия были задействованы в совершенно разных отраслях экономики и производства.
Работа данной группы компаний была построена на кооперативной основе с общим доступом ко всей инфраструктуре. Компания изначально ставила перед собой задачу полноценной интеграции в сеть глобального производства. Планы вносили понимание для компаний не только об образе и сферах интеграции, но и месте.
Исходя из первичных установок руководство компании выбрало структуру, которую сейчас скорее принято называть матричной, нежели свойственной виртуальной организации. Каждая компания специализировалась на производстве собственного уникального продукта. Причём, как было сказано ранее, продукты имели отношение к разным сферам производственной деятельности
В результате своей работы виртуальная компания VIRTEC разработала и ввела на рынок несколько новых продуктов, таких как вегетируемая (разлагающаяся в природных условиях) полиуретановая резина. Эта резина используется, например, в сфере медицинской диагностики. Разработанный тип резины оказался дешевле и имел более длительный жизненный цикл. В настоящее время созданная резина продается в странах Европы и Америки.
2. «AGI-Wilgelm»
В 1966 г. тремя товарищами-студентами была основана Немецкая компания «AGI business media productions GmbH». Бизнес заключался в разработке и реализации концептов веб-приложений. На данный момент «AGI» считается крупнейшим мультимедийным агентством Германии, ежегодная прибыль которого составляет порядка 4 млн евро.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Гарсия К., Виртуальное предприятие - форма интегрированного взаимодействия // Маркетинг. — 2012. — № 4 (125). — С. 87-94.
2) Захарова Е.А. МЕЖСТРАНОВОЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИОКР В СТРУКТУРЕ ВВП // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18279 (дата обращения: 30.03.2021)
3) Индикаторы науки: 2018: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2018
4) Информационные реалии в контексте развития wiki-технологий, [Электронный ресурс]. URL: http://ekhneu.org.ua/content/informacionnye-realii-v-kontekste-razvitiya-wiki-tehnologiy(дата обращения: 30.30.2021)
5) Коновалов А., Виртуальная реальность вместо обычной? // Знание-сила. — 2019. — № 10. — С. 65-74
6) Маслова И. А., Виртуальный офис и «умный» контракт как инструменты виртуального бизнес-пространства // Управленческий учет. — 2016. — № 12. — С. 12-22
7) Почему развитие AR и VR становится государственным приоритетом// https://mcs.mail.ru/blog/pochemu-ar-i-vr-stanovitsya-gosudarstvennym-prioritetom (дата обращения 30.03.2021)
8) Рибе О., Мир сливается воедино // Эксперт. — 2019. — № 23. — С. 74-76
9) Российская Федерация. Президент (2019 ; В. В. Путин). Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [Текст] : (о положении в стране и основных направлениях внутр. и внеш. политики государства) Официальный сайт Кремля: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 30.03.2021).
10) Сердюк В.А. Сетевые и виртуальные организации: состояние, перспективы развития: Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.cfin.ru/press/management/2001-5/07.shtml
11) Сметанина А. И., Финансовая модель развития виртуального предпринимательства в России // Финансы и кредит. — 2016. — № 26. — С. 55-62
12) Уорнер, М. Виртуальные организации. Новая форма ведения бизнеса в XX Iвеке. [Текст] / М. Уорнер, М. Витцель.-М.: Добрая книга, 2005. – 296 с.
13) Швецов Ю., Цифровой банк в эпоху виртуального бизнеса // Общество и экономика. — 2020. — № 2. — С. 5-17.
14) Lamoda: виртуальная примерка обуви // Эксперт. — 2019. — № 34. — С. 5.