Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные условия функционирования промышленных предприятий все больше выдвигают требования совершенствовать процессы управления, и прежде всего, его функции: прогнозирования и планирования; координации и регулирования; мотивации и учета; при этом следует особо отметить, что их обобщением, информационной базой для проведения анализа и принятия управленческих решений является функция контроля. Но на сегодняшний день контроль, как функция управления, не всегда в полной мере задействован в организации, часто имеет нерегулярный характер и малоэффективен. Это связано с тем, что на предприятиях не уделяют должного внимания организации и проведению мероприятий контроля, а также с недостаточной разработанностью научно-методических основ этой функции управления. Для успешной реализации поставленных управленческих задач и разработки реальных прогнозов и планов, несомненно, на каждом промышленном предприятии необходимо организовать эффективную систему внутреннего контроля.
1. Понятия и сущность организации внутреннего финансового контроля на предприятии
В современных условиях функционирования для коммерческих предприятий обострилась потребность в поиске новых подходов к организации системы управления и формированию на качественно ином уровне системы нормативно-правового регулирования внутреннего контроля акционерных предприятий.
Рассматривая правовые основы внутреннего финансового контроля логично определить, как законодательно закреплено дефиниция внутренний финансовый контроль и взаимосвязь внутреннего контроля, финансового контроля и внутреннего финансового контроля.
По различным аспектам внутреннего финансового контроля издан круг нормативных актов, написаны многочисленные статьи и монографии. Однако изучая дефиницию внутренний финансовый контроль, мы отмечаем, что она не отражена в законодательстве, четко сформулированном виде, а существующие формулировки авторов не отражают его сущности. Следует подчеркнуть, что «научные определения играют важную роль в науке финансового права. Они имеют не только теоретическое значение в процессе познания данной отрасли, но и практическое значение в нормотворческом процессе» [1, с. 223]. Следовательно, является важным конкретно определить понятие внутреннего контроля, внутреннего финансового контроль, которое будет облегчать не только понимание, но и толкование дефиниций контроля.
Анализируя дефиницию внутренний контроль необходимо обозначить, что понятия внутренний контроль, внутренний финансовый контроль и финансовый контроль являются межотраслевыми. Отличительно чертой отраслевой терминологии является то, что она базируется на предметно-логических связях и отношениях соответствующих понятий, отражает особенности и специфику конкретной сферы правовых и экономических отношений [10, с. 20]. Дефиниции могут трактоваться то в одном значении, то в другом в зависимости от применяемой сферы отношений. Таким образом, исследование термина внутренний контроль порождает сомнения и разногласия при толковании контекста применения дефиниции.
Обязанность ведения внутреннего контроля впервые была закреплена за субъектами экономической деятельности в новой редакции закона «О бухгалтерском учете».
В настоящее время организация и функционирование внутреннего контроля, согласно требований бухгалтерского законодательства, является обязательным для всех экономических субъектов занимающихся предпринимательской деятельностью.
Помимо этого, банковскими, бюджетными и налоговыми отраслями права также введено понятие внутреннего контроля, с учетом специфики их профессиональной деятельности. Намерением данного исследования является изучение правовых основ внутреннего контроля коммерческих организаций, вследствие чего автором целенаправленно сужается предмет исследования. А именно - правовые основы внутреннего контроля коммерческих организаций. Необходимо констатировать, что дефиниция внутренний контроль в анализируемых нормативных актах Минфина РФ и ФПСАД № 8 предлагается в более широкой трактовке, чем в федеральном законе. В контексте всей системы управления организацией, где он составляет один из компонентов, без которого затруднена оценка принятого и реализованного в практической работе управленческого решения любого характера. Расширенное использование в Информации Минфина N ПЗ-11/2013 понятия «внутренний контроль» деятельности организации и его объединение с понятием «внутренний контроль» в сфере бухгалтерского учета, обязательным для применения организациями в соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете», представляется нам не вполне уместным [4, с. 20].
Анализ дефиниции системы внутреннего контроля, предлагаемой авторами научных исследований, позволяет выделить варианты толкования определения. Первая группа авторов склонна определять систему внутреннего контроля как, как элемент управления представляет собой процесс. Следует отметить, что контроль за деятельностью предприятия сформировалась к началу XX в. в виде комплекса трех элементов: разделения полномочий, ротации персонала, использования и анализа учетных записей. Впервые контроль как функцию управления выделил теоретик и практик менеджмента Анри Файоль. В 1914 г. он обосновал концепцию непрерывности управленческого процесса, характеризующегося взаимосвязанными функциями [12, с. 20].
Специалистами Т.М. Садыковой, Е.Б. Морковкиной предложено определение системы внутреннего контроля представляет сложное и многогранное явление, поэтому представляет собой комплекс мер. Так Е.Б. Морковкина определяет внутренний контроль как «система внутреннего контроля кредитной организации представляет собой совокупность взаимосвязанных действующих элементов (цель, предмет, объект, субъект, механизм), позволяющая объективно оценить эффективность и результативность финансовых операций, достоверность финансовой информации, соответствие этих операций и информации законодательству Российской Федерации и внутренним документам организации» [3, с. 23].
Следовательно, современная методология внутреннего контроля для практической реализации в деятельности организаций внутреннего контроля не имеет единой теоретической платформы. В данное время, положение усложняется не только разнообразием подходов к пониманию и дефиниции внутренний контроль. В специальной зарубежной и отечественной литературе отсутствует единство взглядов на цели и содержание функций внутренний контроль.
Думается, основательным будет дать определение внутреннего контроля как процесса, обеспечивающего реализацию контрольной функции управления коммерческой организации, и в то же время как подсистемы, интегрированной в общую систему управления предприятия, целью которой является обеспечение эффективной и непрерывной хозяйственной деятельности коммерческой организации.
Рассматривая термин «финансовый контроль», мы можем отметить, что до сих пор нет четкого разделения термина «финансовый контроль» и «государственный финансовый контроль». Прежде всего, это связано, отягощено тем, что на протяжении многих лет в России не было предпринимательской деятельности, вся деятельность рассматривалась как государственная и действовал «государственный финансовый контроль». В работе А.А. Ялбулганов, утверждает, что «в дореволюционный период ни в законодательстве, ни в научной литературе понятие «финансовый контроль» не встречалось, однако широко употреблялся термин «государственный контроль» [11, с. 84].
Среди ключевых вопросов теории можно отметить противоречивую точку зрения ученых в отношении определениях финансового контроля и внутреннего финансового контроля. В нормативных актах и научных работах понятия «ревизия», «проверка», «контроль» часто отождествляются. Такое терминологическое многообразие толкований и классификации форм, методов финансового контроля негативно отражается на возможности развития методологии организации проверок и в конечном итоге на качестве их результатов.