Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Дайте характеристику методикам для определения интеллектуальной готовности к обучению в школе, аргументируя свой выбор. Проведите интерпретацию полученных результатов.
Ответ:
Методики диагностики интеллектуальной готовности делятся по познавательным процессам на методики исследования внимания, памяти, мышления и воображения.
Методики диагностики уровня развития внимания
«Методика Пьерона -- Рузера».
Н.Семаго, М.Семаго «Теория и практика оценки психического развития ребенка» (дошкольный и младший школьный возраст).
Цель: Данная методика используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «врабатываемость» в задание, проявление признаки утомления и пресыщения [30]. Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, развитии элементарных графических навыков.
В верхней части бланка геометрические фигуры помечаются условными обозначениями (точка, тире, вертикальная линия), которые ребенок должен расставить в предлагаемом бланке.
Процедура проведения
Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике -- вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе -- вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (следует еще раз повторить, где и что нарисовать, -- устно).
После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, поставленных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 минуты),-- отмечает точкой или черточкой прямо на бланке.
Методика может применятся в работе с детьми, начиная с 5,5-летнего возраста до 8-9 лет. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования различные условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться «пустой». Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.
Хорошими результатами выполнения методики считаются:
-- быстрое запоминание условных обозначений;
-- ситуация, когда после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец;
-- незначительное количество ошибок (1-2 за 3 минуты).
Методика «Домик» Н.И. Гуткиной.
Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5--10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению [9].
Цель исследования: определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш
Процедура проведения
Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать: 1) какой рукой рисует ребенок (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии; 4) отвлекается ли во время работы; 5) высказывания и вопросы во время рисования; 6) сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.
Обработка и анализ результатов
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.
1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла).2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза (3 балла за каждую увеличенную деталь).
3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла).
4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл).
5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл).
6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв).
7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание).
Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.
Методики диагностики уровня развития мышления.
Методика «Последовательность событий».
Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911г.)
Н.Семаго, М.Семаго «Теория и практика оценки психического развития ребенка» (дошкольный и младший школьный возраст).
Цель: Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка.
Методика представляет собой задание на понимание смысла сюжета, изображенного на картинках, предъявленных испытуемому в неправильной последовательности. Она позволяет исследовать такие качества мышления, как процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи, а также выявляет уровень речевого развития, произвольного внимания, произвольной регуляции деятельности и кругозор ребенка.
В качестве экспериментального материала используются от4 до 6 сюжетных картинок, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности.
Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития способности к обобщению и понимания причинно-следственных связей. Устный рассказ показывает уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т. д.
Задание состоит из двух частей:
выкладывание последовательности картинок;
устный рассказ о нарисованном событии.
Правильно найденная последовательность картинок свидетельствует о том, что ребенок понимает смысл сюжета, а устный рассказ показывает, может ли он выразить свое понимание в словесной форме.
Бывают случаи, когда при неправильно выложенной последовательности картинок испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как хорошее.
Если испытуемый правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа, то необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Так, ребенок может понимать общий смысл нарисованного на картинках события, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит. Бывает, что испытуемому не хватает словарного запаса для объяснения происходящего на рисунках. Вопросы экспериментатора позволяют понять причину плохого рассказа.
Составление рассказа с помощью наводящих вопросов можно рассматривать как зону ближайшего развития ребенка. Для шестилетних детей такое выполнение задания оценивается как хорошее, а для семилетних -- на среднем уровне. Если испытуемый правильно выложил последовательность картинок, но не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное и для шестилетних, и для семилетних детей. Особо следует рассматривать случаи, когда молчание ребенка обусловливается личностными причинами: страх общения с незнакомыми людьми, боязнь допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и т. д.
Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:
не смог установить последовательность картинок и отказался от рассказа;
установив последовательность картинок, отказался от рассказа;
по выложенной им самим последовательности картинок составил рассказ, не отражающий сути изображенного события; в этом случае версия рассказа не привязана к картинкам;
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1.Аликина, Е. Социально-психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в сельской школе / Е. Аликина // Социальная педагогика. - 2007. - №4.-С. 55-58.
2.Ананьева, Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка / Т. В. Ананьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 1. - С. 64-67.
3.Бабкина, Н. В, Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2006. - № 4. - С. 38-45.
4.Балабайко А. А. Программа «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения» / А. А. Балабайко, А. П. Боровых,Т. В. Литвинова //Завуч: управление современной школой. - 2008. -№1. -С. 61-71.
5.Басова, Е. Н. Психологическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения студентов / Е. Н. Басова // Использование инновационных педагогических технологий в учреждениях образования: материалы Междунар. науч.-практ.конф., Минск, 18-19декабря2008г. /Академия последипломного образования; под ред. Г. И. Николаенко. - Минск: АПО, 2008. - С. 59-62.
6.Белякова, Ю. М. Нормативное обеспечение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения / Ю. М. Белякова, 3. Г. Кожанова, Г. Н. Кулакова, А. К. Кушев, Е. В. Лебедева, Н. О. Томилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 1. - С.58-68.
7.Белякова, Ю. М. Организация службы психолого- педагогического и медико-социального сопровождения на муниципальном уровне / Ю. М. Белякова, 3. Г. Кожанова, Г. Н. Кулакова, А. К. Кушев, Е. В. Лебедева, Н. О. Томилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2005.
8.Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Генезис, 2000. - 298 с.
9.Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей: учебное пособие / М. Р. Битянова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.