Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важным звеном в построении устойчивой, независимой экономики страны является государственный финансовый контроль. Его задача заключается в осуществлении контроля за использованием государственных средств, предотвращении нарушений при реализации бюджетных средств. Чем рациональнее будет организован государственный финансовый контроль в стране, тем продуктивнее будет результат в социальной сфере страны: благосостояние населения, его уровень образования, здоровья, труда.
Для успешного функционирования экономики государства необходимо регулирование в его финансовой сфере.
В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
На данный момент применение инструментов и методов государственного финансового регулирования достаточно не изучено, поэтому существует множество споров относительно вмешательства государства в экономику и каким образом оно должно осуществляться.
На современном этапе экономического развития предмет государственного финансового регулирования инвестиций в РФ представляется весьма актуальным.
Государственный финансовый контроль играет огромную роль в развитии экономики страны. При распределении и использовании бюджетных средств, для достижения целей и решения задач государства, важно не только осуществлять государственный финансовый контроль, но и оценить насколько эффективно был использован бюджет страны, какой социально-экономический результат был достигнут.
Актуальность темы определяется потребностью в совершенствовании системы организации и проведения государственного финансового регулирования в России.
Целью работы стало выявление проблем организации и проведения государственного финансового регулирования в Российской Федерации и предложение мероприятий по их устранению.
В связи с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
-даны понятия и рассмотрена сущность государственного финансового регулирования;
- проведен анализ состояния государственного финансового регулирования;
- предложены пути и резервы повышения государственного финансового регулирования.
Объект исследования- государственное финансовое регулирование.
Предмет исследования - государственного финансового регулирования.
Работа базируется на исследованиях ведущих зарубежных и российских ученых – экономистов в области государственного финансового регулирования хозяйственных систем. При подготовке исследования также использовались аналитические материалы, статистические данные, ресурсы Интернет.
1 Понятия и сущность государственного финансового регулирования: понятие, объекты, формы, методы, уровни
Состояние денежно-валютной среды экономики оказывают развитие и качество процессов в финансовой сфере, а также имеет принципиальное значение и сильнейшее воздействие на всю национальную экономику. Достижение поставленной цели экономической политики России — переход к инновационному экономическому росту — зависит от многих факторов, среди которых модернизированные концепции единой государственной денежнокредитной и финансовой политик занимают первенствующее место. Это обусловлено тем, что финансовая устойчивость национальных экономик в большей части зависит от управленческих мер, решений и действий государства в области денежно- кредитной и финансовой политик, эффективности применяемых методов и инструментов денежно-кредитного и финансового регулирования на различных фазах экономического кругооборота.
Основные методы финансового воздействия связаны с государственными и муниципальными финансами: государственными и муниципальными дохода- ми, расходами, заимствованиями, гарантиями. Финансовое регулирование предусматривает финансовое стимулирование и финансовое сдерживание под формами финансового регулирования.
Государственное финансовое регулирование экономики - это функционирование целенаправленного и методичного применения государством элементов и методов финансового воздействия на субъекты хозяйствования для эффективного влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Формы регулирования отображают процессы, осуществляющие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой ранжирования, так и общие для всех:
- бюджетное регулирование в системе методов финансового регулирования — финансирование (субвенции, субсидии, трансферты),
- налоговое регулирование в системе методов финансового регулирования подразумевает прямое и косвенное налогообложение,
- в валютно-финансовом — внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.
В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Поскольку приток доходов и капитала в РФ из-за рубежа стал основным драйвером экономического роста, экономическая политика постепенно сосредоточилась на распределении этих ресурсов. В начале 2000-х годов реформы в основном были направлены на решение базовых институциональных вопросов (были приняты новый Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс и Земельный кодекс) и на создание благоприятных условий для бизнеса.
С середины 2000-х годов преобладающей тенденцией стало увеличение участия правительства в экономике, а главным административным инструментом стало выделение финансовых ресурсов. На данном этапе рост поддерживался в основном за счет создания госкорпораций и различных институтов развития.
Для обеспечения надлежащего функционирования структурных подразделений экономики необходимо иметь финансовое регулирование, под которым мы подразумеваем такое разделение финансовых ресурсов, которое приводит к увеличению темпов роста отдельных структур, к перестройке производства в соответствии с современными потребностями общества [3].
Как известно, рыночная экономика обладает способностью к самоорганизации и саморегуляции, и, по-видимому, наличие саморегулирования устраняет необходимость вмешательства государства в экономику. Однако вопрос о роли государства в рыночной экономике остается спорным до наших дней.
Исходя из этого, можно выделить несколько аргументов, указывающих на необходимость государственного регулирования экономики: [5]
1) отсутствие или недостаточность информации для субъектов рынка и, как следствие, неспособность рынка достичь полного баланса;
2) необходимость социального перераспределения товаров в соответствии с факторами, не подпадающими под действие рынка;
3) отсутствие достаточного объема на многих видах рынков;
4) отсутствие в реальности совершенной конкуренции;
5) наличие значительных участков, связанных с созданием и потреблением общественные блага.
Когда рыночная экономика страны стабильна, рынок является главным регулятором экономических масштабов. В этом случае вспомогательную роль играет государственное регулирование. Он построен по принципу "необходимости": только в тех сферах, где регуляторы рынка неэффективны по разным причинам. Однако поддерживающая роль государства в экономике резко меняется и становится первой, если в стране нестабильное экономическое состояние, то есть происходят экономические кризисы [6].
Государственное регулирование экономики необходимо для решения различных проблем, возникающих в определенный период времени. Это может быть, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, содействие прогрессивным изменениям в отраслевой и региональной структуре, поддержание внешнего равновесия путем активизации или ограничения экспорта, или импорта различных товаров или капитала [4].
Как показывает опыт многих зарубежных стран, среди характерных функций государства в регулировании рыночной экономики можно выделить следующие:
1. правовое обеспечение хозяйственной деятельности (поддержка прав собственности);
2. организация денежного обращения. Регулирование массы и скорости обращения денег, обменного курса, кредитных отношений;
3. налоговая политика и регулирование государственного сектора;
4. перераспределение доходов в обществе (особенно для обеспечения стабильности и устойчивости);
5. производство так называемых общественных товаров и услуг (предназначенных для удовлетворения коллективных потребностей). К ним относятся оборонные продукты, дороги, коммуникации и другая инфраструктура [1].
Государственное финансовое регулирование осуществляется в соответствии определенной финансовой концепции, однако на практике зачастую используется несколько концепций, что способствует появлению ряда промежуточных теорий, способных отразить особенности национальной особенности того или иного государства и степень развитости экономики.
Государственное финансовое регулирование направлено на предотвращение возникновения возможных диспропорций, когда появляется ситуация развития отдельных сегментов экономики наиболее быстрыми темпами, что может привести к перепроизводству. В качестве основных регуляторов со стороны государства в отношении финансов можно отметить:
-установление налогов и налоговых платежей в бюджет;
-формирование системы льготирования и санкционирования;
-предоставление общих и целевых субсидий;
-формирование доходной и расходной части государственных предприятий и организаций.
С одной стороны, финансовое регулирование заключается в стимулирующих мероприятий в отношении одних сегментов экономической системы с помощью концентрации в них финансовых ресурсов, а также, с другой стороны в качестве сдерживающих мер иных сегментов на основании применения ограничений в отношении объема поступающих финансовых средств. Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных диспропорций характерно не только для государства, но и реализуется на уровне регионов. Так, антициклическое регулирование экономики осуществляется на федеральном уровне, поскольку стабильность можно рассматривать как общественное благо. Кроме того, регионы не располагают необходимыми финансовыми инструментами антициклического регулирования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации России: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм. и доп.- СПб.: Издательский дом Литера, 2014. 64 с.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015) «О Счетной палате Российской Федерации»// СПС «КонсультантПлюс».
3. Приказ Минфина России от 29.12.2016 № 250н «Об утверждении общих требований к стандартам осуществления внутреннего государственного государственного финансового контроля»
4. Приказ Минфина России от 31.03.2017 № 53н «Об утверждении методических рекомендаций по определению Федеральным казначейством суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, и межбюджетных трансферов, подлежащих приостановлению (сокращению), при нарушении условий предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета»
5. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Иностранная литература, 1948.
6. Малкина М.Ю. История экономических учений. Краткий курс. Н. Новгород: Нижегородский гос. ун-т, 2016. 67 с.
7. Маркина Е.В. Финансы : учебник / Маркина Е.В. и др. -Москва : КНОРУС, 2019.-424 с.
8. Поляк Г. Б., Пилипенко О. И., Эриашвили Н. Д. [и др.] / Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»; под редакцией Г. Б. Поляка. — 4-е изд. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — с.435-445. — ISBN 978-5-238-02166-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL:http://www.iprbookshop.ru/81714.htm
9. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика : учебник для магистратуры / Е. В. Маркина [и др.] ; под редакцией Е. В. Маркиной, Л. И. Гончаренко, М. А. Абрамовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 486 с.
10. Болонин А.И., Федорова О.Ю. Финансовый рынок Российской Федерации: некоторые проблемы регулирования в условиях нестабильности // Вестник Академии. 2017. № 1.
11. Воробьев Ю.Н., Борщ Л.М. Финансовая система: комплексный подход в контексте государственной финансовой политики // Финансы: Теория и Практика. 2018. №5.
12. Глушенкова Т.А., Дондукова Е.Г., Яшкова Е.В., Синева Н.Л., Колесова О.В. Финансовая политика России на современном этапе: проблемы и пути решения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №2 (36).
13. Головчанский И.А. Проблема социально-экономической дифференциации субъектов Российской Федерации // «Современное состояние российской экономики: задачи и перспективы» Сборник материалов всероссийской студенческой конференции. - М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2017. - С. 195-200.
14. Овчинникова О.П. Эволюция денежно-кредитной политики в современной России // Вестн. Воронежского гос. ун-та. Сер. Экономика и управление. 2015. № 1.
15. Зылевич К. А. Развитие государственного финансового контроля: актуальность и проблемы // Juvenis scientia, 2018. № 1. С. 60-62.
16. Полетаева В.М., Смулов А.М. Государственная поддержка предприятий реального сектора экономики и некоторые направления ее развития // Аудит и финансовый анализ. 2018. № 1.
17. Полетаева В.М., Смулов А.М. Роль государственных программ поддержки российских банков в развитии их кредитно-инвестиционной активности // Научные ведомости БелГУ. Сер. Экономика и информатика. 2018. Т. 45, № 2. С. 229-238
18. Будущее России. Национальные проекты. URL: https://futurerussia.gov.ru/.(дата обращения 28.03.2021).
19. Сопоставление модели российского финансового сектора с моделями финансовых секторов других стран. URL: https://cbr.ru/ Content/Document/File/16746/02.pdf (дата обращения 28.03.2021).
20. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 – 2021 годов. URL: https://cbr.ru/analytics/develop/main_direction_2019_2021/(дата обращения 28.03.2021)..
21. Самый точный депозитный калькулятор — Справочные материалы — инфляция в России. URL: https://fin-plus.ru/info/inflation_index/russia/(дата обращения 28.03.2021).