Фрагмент для ознакомления
2
Класс 1.Наличие речевых разделов и тем (расписать по классам), их расположение в учебнике относительно другого материала.
УМК Канакина, Горецкий УМК Зеленина, Хохлова
1 класс «Наша речь» - даётся первое представление о речи и её видах, о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения; «Предложение» - понятие устная и письменная речь, понятие «предложение», виды предложений по эмоциональной нагрузке
«Текст, предложение, диалог» - понятие «текст», его характеристики, определение темы и главной мысли текста, знакомство с диалогом, понятие «предложение», «Слово» - знакомство со словами-названиями, словами-действиями, словами-признаками.
«слова, слова, слова…» - знакомства со словами и их значением, вежливые слова.
2. Наличие условных обозначений для решения речевых задач.
Круг с совой – сведения о языке, круг с вопросом – высказываем свое мнение, круг с пером – развиваем свою речь. Круг с ! – сведения о языке, круг с буквой а – слово из словарика.
3.Изучение речеведческих понятий, элементов речевой теории (что такое речь, общение, текст, лексика и пр.) (расписать по классам).
Знакомство с речью, текстом, предложением, словом. Знакомство с письменной и устной речью, с предложением, видами предложений по типу высказывания, со словом: слова-названия, слова-действия, слова-признаки.
4. Особенности языкового материала для решения речевых задач, объем и разнообразие (по темам, жанрам, стилям, типам речи) текстового материала учебника.
Представлены русские народные сказки; отрывки из сказок, рассказы, стихотворения, потешки, считалки, народные песни, скороговорки, загадки. Представлены отрывки из сказок, стихотворения, поговорки, загадки, скороговорки, присказки.
5. Возможности иллюстративного материала учебника для решения речевых задач.
Имеется большое количество рисунков, иллюстрирующих тексты учебника. Они поясняют содержание текста или дополняют его. Предлагается рассмотреть рисунки и ответить на вопросы, составить рассказ по рисункам. Количество рисунков умеренное, они поясняют содержание текста, по ним предлагается составить рассказ, порассуждать и ответить на вопросы.
6. Наличие справочного материала, памяток в учебниках, способствующих обогащению словаря и решению других речевых задач.
В учебнике имеются схемы, по которым надо составить речевое правило, имеются странички для любознательных: о происхождении слов. В учебнике имеется раздел «Для любознательных», в который рассказывается о происхождение каких-либо явлений, об обозначении слов. В разделе понаблюдаем и сделаем вывод ученики учатся рассуждать над поставленным вопросом.
7. Предусматривает ли учебник формирование речевого этикета? Докажите.
Развитие
и совершенствование всех видов речевой деятельности закладывают основы для овладения устной и письменной формой языка, культурой речи. Развитие и совершенствование письменной и устной речи развивает речевой этикет.
8.Какие виды речевых упражнений содержат учебники (составление диалога, лексические упражнения, написание изложения и др.), в каком объеме (достаточно или нет)?
Создание своих собственные речевых высказываний (при ответе на вопросы, при воспроизведении
содержания знакомой сказки по данной в учебнике иллюстрации, при составлении собственного текста по рисунку
и опорным словам. Составить рассказ, продолжить высказывание, определить тип предложения по цели высказывания. Речевых упражнений в учебнике мало.