Фрагмент для ознакомления
2
Самостоятельная работа
1.Реферат
Применение метода беседы в изучении личности учащегося
Беседу относят к субъективным методам, поскольку выводы делаются на основе той информации, которую сообщает о себе сам ребёнок или его родители, а они нередко принимают желаемое за действительное.
Тем не менее, считается, что опытный педагог с помощью беседы может получить вполне надежные данные, но степень их достоверности он определяет лишь на основе своей интуиции.
Кроме того, компетентное использование метода беседы предполагает умение правильно задавать вопросы, то есть, планируя беседу, педагогу следует подумать о том, кого, о чем и как надо спросить, чтобы полученным ответам можно было верить.
Как подчёркивал Л.С. Выготский, информация, полученная во время бесед с самим ребёнком или с его родителями, должна учитываться именно как мнение, а не как готовые выводы, не требующие экспериментальной проверки. Исследователь подбирает вопросы таким образом, чтобы вскрыть факты, послужившие основой для того или иного мнения, а затем интерпретирует эти факты по-своему. Например, не все родители могут правильно ответить на вопросы о том, является ли их ребёнок злым, боязливым, энергичным и т.д., но они могут показать способы его поведения в тех или иных ситуациях [1].
Беседа как метод исследования обладает следующими характеристиками [2]:
- равное положение собеседников, то есть субъект-субъектное взаимодействие исследователей и респондентов, основанное на принципе «мне интересно» - исследователи не формулируют заранее конкретные вопросы, поскольку не знают, какую именно информацию им могут сообщить респонденты;
- совместное исследование объекта, в качестве которого выступают как сами респонденты, так и их группы (например, условные «региональные» подростковые группы);
- респонденты выступают в качестве экспертов, исследователи - «наивных слушателей». Поскольку текст беседы может рассматриваться как документ, то к нему применимы все модификации контент-анализа [7, с.110].
Беседу мы также относим и к числу ведущих методов преподавания коррекционно-развивающем обучении (далее - КРО).
Большое значение для активизации познавательной деятельности учащихся в КРО имеет сочетание различных методов.
Проанализируем каким образом метод беседы может применяться в изучении личности учащегося в общеобразовательном процессе.
Умение постоянно вовлекать учащихся на уроках в беседу относится к числу важнейших умений, которыми необходимо владеть каждому учителю, особенно учителю, работающему в КРО, так как в процессе беседы значительно снимается уровень тревожности у учащихся, что позволяет им активно включаться в учебный процесс, проявлять определённую долю самостоятельности в приобретении знаний путём умозаключений и подведения итогов на основе известных фактов, законов и теоретических положений.
Для учителя беседа является средством установления оперативной обратной связи, источником получения сведений о реальном уровне усвоения учащимися учебного материала. Это даёт возможность корректировать процесс усвоения учащимися новой информации по ходу урока (что не всегда является возможным при монологическом объяснении нового материала).
Выделим ряд особенностей использования метода «беседа» при организации учебно - воспитательного процесса в КРО:
1. Каждая беседа должна представлять собой систему взаимосвязанных последовательно выстроенных вопросов, направленных не решение конкретной цели урока.
2. Беседы не должны быть излишне продолжительными, поскольку каждая из них направлена на решение одной конкретной цели. (Чем длиннее беседа, тем больше вероятность того, что учащиеся, отвечая на мелкие вопросы, не увидят ее основной цели и результата).
3. Проведение беседы завершается заключительным словом учителя (вывод, который в идеале формулируют учащиеся вместе с учителем), подытоживающим результаты учебной работы по данному вопросу.
4. В беседу должно быть вовлечено как можно больше учащихся.
Большинство учащихся КРО не умеют вступать в диалог с учителем, поэтому систематическое проведение бесед должно иметь подзадачей формирование у учащихся умения вступать в общий диалог.
5. Проведение беседы, организуемой на уроке должно дополняться различными видами наглядности.
В зависимости от целей урока, беседы могут включать в себя вопросы как репродуктивного, так и продуктивного уровня. При подготовке вопросов беседы важен учет реального уровня знаний, которым владеют учащиеся.
Так, если учащиеся в процессе беседы затрудняются с ответом на вопрос учителя, то следует сформулировать несколько наводящих вопросов.
Приведём пример использования метода беседы на уроке по химии.
Пример использования метода беседы на этапе закрепления знаний на уроке «Галогены — простые вещества» (8 класс)
Цель беседы: систематизировать знания учащихся о физиологическом действие на организм галогенов, закрепить умение отличать понятия «простое вещество» и «химический элемент».
Примерные вопросы беседы:
- Где в организме человека может содержаться фтор, хлор, бром и иод?
- Известно, что в Санкт-Петербурге многие люди страдают от кариеса. Какие меры профилактики кариеса вы можете предложить?
- Для чего врачи прописывают лекарство «бром»?
- Часто в магазинах можно встретить салат из морской капусты. Для чего он нужен?
- Домашним хозяйкам очень нравятся сковородки с тефлоновым покрытием, которое препятствует пригоранию пищи, но в состав тефлона входят атомы фтора. А фтор, как вам уже известно, очень токсичен. Можно ли получить отравление фтором, приготавливая еду в тефлоновых сковородках?
Поведем некоторые итоги: Систематическое использование на уроках в КРО метода беседа позволяет учителям, работающим в КРО создать такую воспитывающую и развивающую среду, в которой каждый учащийся КРО сможет легче адаптироваться, активно участвовать в учебной деятельности и видеть перспективу собственного продвижения в познании.
Таким образом, в современных условиях объективно необходимо теоретическое и практическое решение проблемы повышения эффективности обеспечения обоснованности и достоверности научно- педагогического знания посредством грамотного применения эмпирических методов и правильной интерпретации полученных с их помощью результатов с опорой на достижения прошлых лет и продолжающийся педагогический поиск.
Приведенные примеры подтверждают, что беседа является полезным диагностическим инструментом для педагога специальной (коррекционной) школы.
Она способствует накоплению фактического материала, необходимого для эффективного психолого-педагогического сопровождения развития детей.
Кроме того, с помощью беседы уточняются данные, полученные в результате наблюдения или эксперимента, и определяется направление дальнейшего психологического изучения школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Л.С. Выготский // Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - С. 355-441.
2. Гаррас Ж.Е., Ефремов О.Ю. Развитие теории и практики применения эмпирических методов педагогических исследований// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. Т. 54. № 2. С. 195-201
3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург: Изд-во «Урал», 1998,- 208 с.
4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
5. Иванов М.А. Беседа как метод исследования // СОЦИС. - 1989. - №4.
6. Лактионова Е.Б. Аналитический обзор основных подходов к психологической экспертизе образовательной среды// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 68. С. 18-32.
7. Леонтьева О.В. Особенности учебно- воспитательного процесса на уроках химии в классах компенсирующего обучения дисс. на со- иск. уч. ст. к.п.н. — СПб., 2006. — С. 26-30.
8. Логинова И.О. Экзистенциальная беседы как метод исследования самоосуществления человека// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2007. № 1. С. 75-81.
9. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996. - 184 с.