Фрагмент для ознакомления
2
1. Напишите тезисный конспект по одной из следующих журнальных публикаций (не более 3-х страниц):
Алехина С.В., Вачков И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании / Сибирский педагогический журнал. – 2014. –№ 5. – С. 97-104 / http://edu-open.ru/Portals/0/Documents/spec/alehina_vachkov.pdf
Статья посвящена актуальному вопросу развития инклюзивного процесса в современном образовании. Авторы утверждают, что одним из основополагающих элементов инклюзивного образования и главным фактором его успешной реализации является психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса.
Целью статьи является анализ методологических подходов психолого-педагогического сопровождения образования в контексте развития инклюзивного процесса, обзор основных теоретико-методологических положений и концепций. Делаются попытки методологически понять процесс поддержки включения в образование с точки зрения культурно-исторической концепции.
Учтены положения полисубъективного подхода к взаимодействию субъектов в инклюзивной образовательной среде. Авторы поднимают вопрос о качестве процесса инклюзии в общем образовании, утверждая, что разработка методологии поддержки инклюзии в образовании является отдельной научной задачей и крайне необходима для разработки решений по различным аспектам внедрения технологий. инклюзивного процесса в современном образовании.
Практика инклюзии вызвала много споров и жарких споров в образовательных и научных кругах. Одной из причин разного понимания и неоднозначного толкования самого процесса включения, его содержания и эффективности в общеобразовательной системе является неразвитая методологическая основа самого процесса включения и отсутствие необходимых способов обеспечения его развития. Отсутствие подготовки системы общего образования к внедрению практики инклюзивного обучения для детей с особыми образовательными потребностями, включая детей с ограниченными возможностями, приводит к формализации инклюзивного процесса, вызывает большие опасения и недоверие к идее инклюзии.
В зарубежной психологии существует два направления методологии инклюзии, но оба они единодушны во мнении о необходимости работы с социальными смыслами и представлениями о людях с ограниченными возможностями. Один из подходов рассматривает концепцию успеха в системе образования и предлагает альтернативное понимание адаптивности ребенка не как обладателя высокого интеллекта, а как способности устанавливать социальные отношения и максимально использовать возможности общества (концепция нормализации).
Другой подход заключается в создании учебных пространств и условий для удовлетворения «особых потребностей» и отслеживания индивидуального прогресса ребенка в инклюзивном классе.
На современном этапе развития инклюзивного процесса в российском образовании важным аспектом при определении методологической основы построения инклюзивного образовательного процесса и его мониторинга различными специалистами является понимание инклюзивности и ее преимуществ по сравнению с другими формами образования. образование для детей с особыми потребностями.
Государственная политика в области образования вызвала настоятельную потребность в создании психолого-педагогических условий для инклюзивного образования, основанного на концепции «особых образовательных потребностей». Первоначально связанное с нарушениями развития и инвалидностью, позже понятие «особые потребности» стало обсуждаться в мировой практике в более широком смысле и позволило отойти от исчерпанной медицинской модели инвалидности, концепции, на которой основаны концепции определения нормы и отклонений. из него строили давно.
Социальный подход человека с ограниченными возможностями и особыми потребностями рассматривает не сам диагноз как инвалидизирующий фактор, а социальные отношения этого человека с обществом, представляющие, таким образом, ограниченные возможности человека как продукта общества и его проблем. В этом смысле на первый план выходит принцип субъективности, подход, основы которого в психологии были заложены С.Л. Рубинштейном.
Определяя методические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса, важно подчеркнуть, что поддержка необходима не только детям с инвалидностью и инвалидностью, но и всем дисциплинам инклюзивного образования. С этой точки зрения вопросы психолого-педагогического обеспечения, его теоретико-методологических основ и практического применения следует рассматривать как один из важнейших аспектов гуманизации и индивидуализации образовательного процесса.
Методика психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в специальном образовании недостаточна для обеспечения процесса включения таких детей в условия нормальной школы и требует научной разработки. В технологическом плане основным противоречием является «разрыв» между направленностью инклюзивной практики на индивидуализацию образовательного процесса, создание оптимальных условий для развития каждого ученика, и доминирующей практикой общего образования, ориентированной на выполнение нормативных требований. программы и создание стандартных условий обучения.
Стратегия развития инклюзивного образования в Финляндии содержит трехступенчатую модель, которая включает общую поддержку для всех учащихся, усиленную структурированную и регулярную поддержку и специальную интенсивную поддержку. Концепция эскорта как образовательной технологии в нашей стране была разработана Казаковой Е.И. (1995-2001). Системно-ориентированный подход стал отправной точкой для
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. № 2. С. 53-59.
2. Дмитриева Е.Е. Социально-личностная готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 5. С. 33-38.
3. Коробейников И.А. Современные задачи и проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 3. С. 4-10.
4. Кулюшина Н.В. Использование компьютерных технологий в работе с детьми с ЗПР как средство развития познавательной активности / Н.В. Кулюшина, О.И. Власова // Пермский педагогический журнал. – 2019. – № 10. – С. 112-114.
5. Скрипкина Н.В. Психологические особенности готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 86-91.