Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Моделирование компетенций студента-гуманитария
В настоящее время в российском образовании компетентностный подход получил самое широкое распространение: достаточно отметить, что в системе профессионального, среднего специального и высшего образования федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) строятся именно на его идеологии.
В общем объеме профессиональной подготовки студентов гуманитарных специальностей, в частности, культурологов, не так много практико-ориентированных курсов. Как правило, это курсы по дисциплинам, которые связаны с овладением информационными технологиями, с методиками преподавания мировой художественной культуры и культурологии в школе, с музейной педагогикой.
Василевич О. П. отмечает, что в то же время в русле компетентностного подхода существуют развернутые требования к уровню подготовки студентов, в которых особое место уделяется владению приемами систематизации данных, информационно-описательной деятельности, структурированного описания предметной области; навыками аргументированного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, ведения дискуссии; методами обработки, анализа и синтеза информации; способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере; способностью работать в коллективе; процедурами практического применения методик анализа к различным культурным формам и процессам современной жизни общества; приемами экспертной оценки качества исследований и видов социокультурной деятельности; навыками научно-методической работы
Печников А.Н. отмечает, что по своей методологической структуре любой педагогический подход идентичен научной теории: у него есть эмпирические основания в виде фактов и установленных связей между ними, включающее ключевые понятия и выведенные закономерности теоретическое ядро и, наконец, следствия, имеющие выход в практику в виде рекомендаций.
По нению Усольцева А. П. Компетентностный подход для подготовки гуманитариев в значительной степени малопригоден, поскольку только тогда возможно формирование компетенции, когда имеется четкое указание на область ее действия.
Поэтому очень сложно сформулировать и проверить компетенции композитора, писателя, художника. Попытка обозначения «творческой» компетенции приводит к тому, что область ее охвата начинает разрастаться, включать в себя не только учебные дисциплины, но вторгаться в другие слабо структурируемые или вообще неопределенные области. Чем неопределенней эта область, тем менее диагностичной становится компетенция, в итоге само ее выделение утрачивает практический смысл.
В последние годы активно вводятся разного рода компетенции и компетентности (а также их сочетания): выделяют когнитивные, информационные, экспериментальные, социальные, коммуникативные, социально-трудовые, экологические, ценностно-смысловые, мультикультурные, общекультурные, учебно-познавательные и даже компетентности личностного самосовершенствования. Целесообразность введения всех перечисленных и других компетенций и компетентностей, по мнению А.П. Усольцева весьма сомнительна, так как в практической деятельности ничего не дает педагогу, а, наоборот, только запутывает и усложняет ее целеполагание.
Список литературы
1. Василевич О. П. Профессиональное саморазвитие как ключевая компетенция и предпосылка успешной профессиональной жизнедеятельности начинающего преподавателя высшей школы // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 1 (2). С. 67–68.
2. Печников А. Н. О едином подходе к трактовке компетенций в сфере социального управления и образования // Образование и наука. 2016.№ 2 (131). С. 4–18.
3. Усольцев А. П. Инфляция компетентностного подхода в отечественной педагогической