Фрагмент для ознакомления
2
Примечание: по первому параметру приведен пример заполнения таблицы.
3. Анализ уровней сформированности информационной компетентности: отражены ли в уровнях все показатели по разным параметрам компетенции? чем отличаются уровни? достаточен ли состав уровней? Чем могут быть дополнены уровневые характеристики?
Авторы предложенной диагностики выделяют три уровня сформированности информационной компетентности: высокий, средний и низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. За единицу измерения взята самостоятельность, потому что самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности ребенка, отражающее все сферы его личности. На мой взгляд, для более полного представления уровня сформированности информационной компетентности необходимо детализировать уровни по конкретным параметрам. А в рамках каждого параметра выстраивать уровни не только в зависимости от самостоятельности выполняемого ребенком задания, но и по другим важным критериям, таким как: осознанность, аргументированность, умение анализировать собственные выводы и.др. В таком случае мы будем иметь более полную картину о сильных и слабых сторонах сформированной информационной компетентности у ребенка.
Анализ балльной шкалы (какая шкала приведена в диагностическом комплексе? как соотнесены оценочные критерии и уровни сформированности компетентности - покажите на примере соотнесения уровня и оценочных критериев по одному из параметров.
Уровень сформированности информационной компетентности оценивается в соответствии с набранными баллами (сумма баллов по всем параметрам): высокий уровень – 15–18 баллов; средний уровень – 10–14 баллов; низкий уровень – 6–9 баллов. Количественная и качественная оценка напрямую взаимосвязаны. При оценки каждого параметра используется трёхбалльная система оценивания. В каждом диагностическом задании: 3 балла соответствует высокому уровню сформированности определенного параметра, 2 балла – средний, 1 балл – низкий. Описание за что ребенок получает балл при выполнении задания соответствует характеристике уровня сформированности информационной компетентности. Например, при оценке умения ориентироваться в некоторых источниках информации ребенок получает 3 балла (максимальное количество), если самостоятельно называет 4 и более источника информации, отбирает источники в соответствии с предложенной темой; самостоятельно отбирает и называет источники информации, осознает многообразие источников информации, ориентируется в них, выделяет наиболее содержательные и эффективные по целевой установке. ребенок самостоятельно называет 4 и более источника информации, отбирает источники в соответствии с предложенной темой; самостоятельно отбирает и называет источники информации, осознает многообразие источников информации, ориентируется в них, выделяет наиболее содержательные и эффективные по целевой установке. В качественной характеристике уровня сформированности информационной компетентности раскрывается значение высокого уровня: ребенок самостоятельно ориентируется в некоторых источниках информации, выделяет среди них наиболее содержательные, осознанно выбирает необходимый источник информации. Соответственно получение балла по каждому из параметров, напрямую зависит на итоговый уровень сформированности информационной компетентности.
Задание 3. Используя предложенную диагностику информационной компетентности проведите с 2 детьми (шестого и седьмого год жизни) диагностику ряда умений: умение ориентироваться в некоторых источниках информации, умение понимать необходимость той или иной информации для выполнения деятельности, умение задавать вопросы на интересующую тему, умение делать выводы из полученной информации. Запишите протоколы выполнения детьми заданий и заполните сводную таблицу (см. в конце пособия) по информационной компетентности. Проанализируйте полученные данные (количественный и качественный анализ). Определите трудности ребенка и пути их преодоления.
Диагностика информационной компетентности
• Диагностическое задание №1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации
Протокол обследования:
Итог: при ответе на вопрос: «У меня есть знакомый мальчик, который ничего не знает о свойствах воды, но ему очень интересно о них узнать. Что бы ты посоветовал этому мальчику сделать, чтобы самостоятельно найти ответы на свои вопросы?», Рома (2 балла) смог самостоятельно назвать два источника информации: узнать информацию у взрослого и посмотреть информацию в книге, однако задав вопрос видел ли ребенок сам какие-либо свойства, то ребенок вспомнил что видел информацию о свойствах воды в мультфильме. Иван (3 балла) при ответе на вопрос перечислил самостоятельно пять источников информации: интернет, книга, фильм, спросить у родителей, провести эксперимент. Иван рассказал и о том, что когда-то он проводит опыты с водой и сделал выводы о том, какую информацию он из этого опыта узнал.
• Диагностическое задание №2. Умение делать выводы из полученной информации
Протокол обследования:
Итог: Роман не с самого начала понял задание, и первое описание животного прослушал полностью (три блока), прежде чем сформулировать вывод и назвать картинку. Однако Рома объяснил почему он выбрал именно этого животного, повторно соотнеся описание и картинку. Далее Роме достаточно было услышать только (2 блока информации) для самостоятельного определения животного. В конце задания Роме было достаточно прослушать первый блок информации, для того, чтобы определить самостоятельно животного из оставшихся. За данное задание Рома получил 2 балла. Иван сразу понял задание, однако при выборе первого животного, Иван прослушал 2 блока информации. Затем Иван безошибочно и самостоятельно делал выбор животного исходя из услышанного первого блока информации. Иван делал небольшие паузы после прослушивания, а затем аргументировал свой выбор. За данное задание Рома получил 3 балла.
• Диагностическое задание №3. Умение понимать необходимость той или иной информации для выполнения деятельности
Протокол обследования:
№ п/п Ф. И. ребенка 1-я картинка 2-я картинка 3-я картинка 4-я картинка 5-я картинка Кол-во плюсов