Фрагмент для ознакомления
2
1. История становления и развития психодиагностики
Ф.И.О. ученого Вклад в развитие психодиагностики
В. Вундт Основал первую лабораторию экспериментальной психологии
Г. Эббингауз Разработал тесты имплицитного запоминания. Изучая умственные способности детей, Эббингауз создал тест, впоследствии названный его именем. Использованный в конструировании теста принцип дополнения применяется и в современной психодиагностике.
Дж. Кеттелл Одним из первых увидел в тестах средство измерения свойств человеческой психики.
Исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты - формы, буквы, слова и т. д. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Дж. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации («забегания» восприятия вперед)
Ф. Гальтон Ассоциативный эксперимент - впервые хронометрия была использована для исследования умственной деятельности. Инициировал использования статистики в психологии, разработал статистические методы, предложил использование метода корреляций
А. Бине, Т. Симон, В. Штерн, Л. Термен А. Бине совместно с Теодором Симоном создают первую шкалу, предназначенную для измерения интеллекта детей и состоящую из 30 заданий, расположенных в зависимости от возрастания трудности.
Тест Бине-Симона был усовершенствован американским психологом Л. М. Терменом, который привел его к показателю интеллектуальности. Интеллектуальный показатель Термена стал популярен при исследовании общих ментальных способностей человека.
Шкала имела два отличия от тестов Бине, а именно, в нее были введены: коэффициент интеллектуальности (IQ); понятие «статистическая норма».
Коэффициент интеллектуальности предложил В. Штерн. Этот показатель дает возможность классифицировать детей по степени умственного развития.
А. С. Отис Возникновение группового тестирования. Американские армейские тесты «Альфа» и «Бетта».Первый предназначался для работы с людьми, знающими английский язык, второй– для неграмотных и иностранцев
Ч. Спирмен, Л. Терстоун Тесты специальных способностей и достижений.
Ч. Спирмен - создатель двухфакторной теории интеллекта и техники факторного анализа.Ч. Спирменом был выделен G-фактор (соответствующий общей способности), S-факторы (соответствующие специальным способностям), в дальнейшем им были выделены групповые факторы, соответствующие механическим, арифметическим и лингвистическим способностям.
G-фактор Ч. Спирмен и предложил считать за собственно интеллект, он определяется им как общая «умственная энергия» и обнаруживает себя в способности устанавливать связи как между элементами собственных знаний, так и между элементами содержания тестовых задач.
Л. Терстоунавтортестов интеллекта «IQ» иотношений. Он также является автором популярных методовфакторного анализа. Луис Терстоун предложилмультифакторную теорию интеллекта,выделил 12 факторов.
А. Анастази Выявила, как психологические черты влияют на человека в целом, развиваются и могут измеряться. Занималась вопросами конструирования тестов, разработкой теории психологических измерений, факторного анализа, диагностики психического развития детей.
Г. Айзенк Создал трехфакторную модель психодинамических свойств (экстраверсия - интроверсия, нейротизм и психотизм).
Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, например, дифференцировать контингента по нейротизму.
Р. Кеттелл Автор опросника 16 РF исходил из представления о многофакторной структуре личности и отмечал необходимость исследования всех свойств личности, которые обуславливают поведение. Кэттелл получил 15 личностных факторов, к которому добавил 16-й – фактор интеллекта. Кэттелл считал, что созданные и изучаемые им личностные свойства отражают всю структуру личности, и относил себя к сторонникам многофакторной теории личности.
И.П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев Многие экспериментальные исследования в русской психологии проводились под знаком материалистических идей.
Изучая материальный субстрат психических процессов – мозг, Сеченов предложил рефлекторную теорию психической деятельности. Продолжателем его дела был И. П. Павлов, создавший теорию условных рефлексов и проложивший путь от объективных исследований по функциональной физиологии центральной нервной системы к изучению материальных основ психических явлений.
Вся рефлексология В. М. Бехтерева была реализацией рефлекторной теории Сеченова. Бехтерев стремился выявить связь психической деятельности с мозгом, нервными процессами, называл психические процессы невропсихикой. По его мнению, изучение психики не может быть ограничено одной ее субъективной стороной. Бехтерев утверждал, что «нет вообще ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями»
Г.И. Россолимо Стал автором одной из ранних оригинальных систем тестов для измерения умственной одаренности. Эта система обследования, названная методикой индивидуального психологического профиля. Отличительная особенность метода психологического профиля – его независимость от возраста испытуемого. Форма профиля оказалась надежным критерием для диагностики умственной отсталости
А.Ф. Лазурский Создал новое направление в дифференциальной психологии - научную характерологию.Главным достижением методических изысканий Лазурского стал «метод естественного эксперимента», за счет применения которого исчезает искусственность лабораторного опыта и возрастает ценность данных наблюдения.
И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн, Н.Д. Левитов Зачинатели психотехники в стране. Основные направления развития психотехники:
программа развития прикладной психологии как науки Мюнстерберга; идеи основателя дифференциальной психологии В. Штерна;тейлоровская парадигма, как ее по существу рассматривали российские ученые и как она определяется современными исследователями научной организации труда; завоевания отечественной психологии.
Проводилось целостное изучение трудового поведения; развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, прежде всего в промышленности, транспорте, в системе профессионального обучения;появились первые работы по методике профессиографирования.
Н.Д. Левитов разрабатывал тему профессиональной пригодности и профессионального отбора. Он создал богатейший психоизмерительный инструментарий, который не уступает современному
К.М. Гуревич К.М. Гуревич много сил отдал созданию научных основ психодиагностики: были получены оригинальные данные, обогащающие известные представления об индивидуально-психологических особенностях личности в норме и патологии. Появляются и первые теоретические, анализирующие состояние дел в зарубежных исследованиях.
Разрабатывается концепция социально-психологических нормативов. Он составил основу нескольких тестов умственного развития, предназначенных для учащихся разных возрастов, первым среди которых стал ШТУР -Школьный тест умственного развития.
Подход К.М. Гуревича к разрабатываемым проблемам диагностики умственного развития, способностей, психофизиологических свойств находит воплощение в учебных пособиях и учебниках по психологической диагностике, неизменным автором и редактором которых он является
Б.Ф. Бурлачук Занимается разработкой методологических проблем психодиагностики, уделяя значительное внимание понятийному аппарату психодиагностики. Разрабатывается концепция, названная им «теорией измеренной индивидуальности».
Разрабатываются учебные пособия и курсы в области психодиагностики.
Проблемы клинической психодиагностики, которые Л.Ф. Бурлачук разрабатывал в течение многих лет, остаются центральными в его исследованиях. На основе этих исследований созданы учебные курсы и спецкурсы
А. Г. Шмелев Ввел в научный оборот отечественной психологии термин «экспериментальная психосемантика», как основы научной интерпретации результатов психодиагностических методик. Ему удалось экспериментально подтвердить предположение о валидности модели обобщенного семантического пространства, отражающего структуру и личностных черт, и личностных конструктов, продемонстрировать существенное влияние ведущих мотивов деятельности группы испытуемых на дифференциальные возможности психосемантических оценок. Значительным достижением Александра Георгиевича стало построение компьютеризированного тезауруса личностных черт, охватывающего более 2000 терминов русского языка, и совмещающего принципы построения координатно-пространственных и сетевых моделей. Так называемая «четырехполюсная модель» личностной черты стала основой для конструирования и интерпретации результатов личностных тест-опросников, сбалансированных по фактору «социальной желательности».
Разработана методика «Профориентатор» для профориентационной диагностики и консультирования старшеклассников.
К. Акимов, А.Е. Личко, В.В. Столин Разработка отечественных
психодиагностических
методик
2. Классификация психодиагностических методик
Понятие психодиагностической методики. Понятие теста.
Психодиагностическая методика – конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет исследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия исследования) для решения определенных задач (цель исследования).
Тест – этостандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий. Это основной инструмент психодиагностического обследования.
Основные подходы к классификации психодиагностических методик.
Объективный подход – психологическая диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. К методам объективного подхода относятся прежде всего стандартизованные методы исследования (тесты), которые традиционно подразделяются на две большие группы – тесты интеллекта и тесты личности. Разграничение между этими группами имеет условный, но важный для психодиагностики смысл, так как позволяет более глубоко проникать в сущность изучаемых психических явлений.
Субъективный подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о себе, самоописании особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен в основном открытыми опросниками, методиками субъективного шкалирования и другими методиками.
Проективный подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешним нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции. Этот подход представлен проективными методиками исследования личности.
Бланковые и аппаратурные методы. Индивидуальные и групповые методы.
Бланковые методы – такие методы, в которых испытуемому предлагают тестовый материал в письменной или какой-либо другой знаковой форме: рисунок, схема и т. д.
Аппаратурный метод – это метод, где применяются специальные технические средства (аудио-формат, видео-формат и т. д.). Они позволяют провести исследование и зарегистрировать полученные данные.
Индивидуальные методы – это, когда процедуру психодиагностики проходит один человек.
Групповыеметоды связаны с измерением свойств группы как целого.
Основные характеристики и разновидности тестов.
Тест – это стандартизированные задания, требующие решения, ответа или описания, направленные на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний, обладающих максимальной информативностью. Предназначен для качественной и количественной оценки изучаемых свойств.
В любой методике, используемой в качестве диагностического средства, предполагается наличие некоторого «стимульного материала» или системы неявных для испытуемого побудительных условий, в рамках которых он будет реализовывать те или иные формы поведенческой, вербальной или иной активности,фиксируемой в конкретных показателях.
Тесты можно расклассифицировать, выделив несколько подклассов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления.
Стандартизированные тесты – прошедшие проверку на валидность и надежность. Стандартизированные тесты подразделяются на тесты – опросники (серия вопросов, на основании которой выносятся результирующие суждения о человеке) и тесты – задания (предназначены для определения степени развития характерологических черт).
Проективные тесты – совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Под проекцией понимается обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Субъект, оказавшийся в какой-либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности.
Наиболее значимыми представляются классификации тестов по форме и по содержанию. По форме тесты могут быть индивидуальными и групповыми; устными и письменными; бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными; вербальными и невербальными (практическими).
Индивидуальные тесты – это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого проходит один на один.
Групповые тесты – это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).
Бланковые тесты представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения заданий, сами задания и графы ответов. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.
Аппаратурные тесты – это тип методик, требующий специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных.
Компьютерные тесты – это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и компьютера.
Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.
Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.).
По содержанию тесты подразделяются на следующие виды: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности, тесты достижений.
Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека.
Тесты способностей – это тип методик, предназначенный для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях – математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественной деятельности.
Тесты личности – это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях. Иными словами, данный тип тестов диагностирует неинтеллектуальные психические проявления испытуемых.
Тесты достижений, или тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной), предназначены для оценки степени качества знаний, умений и навыков после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки.
Основные характеристики и разновидности опросников.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
В зависимости от формы контакта исследователя и исследуемых опросники делятся на: интервью – представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы, оно дает возможность получать информацию 2-х типов: во-первых, наблюдать за респондентом, его речью, мимикой, позой, во-вторых, позволяет получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий и анкетирование – для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. В зависимости от широты обхвата опрос может быть выборочным или сплошным. (анкетирование, личностные тесты).
Основные характеристики и разновидности проективных методик.
Это методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу.
Отличительными признаками проективных методик являются:
неструктурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможности быть использованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не его объективное содержание, а то ассоциативное отношение, которое проявляется в процессе действий с ним;
формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;
создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя;
неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов, что позволяет избежать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.
Методики структурирования (конститутивные), предполагающие придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием.