Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Невербальное общение – это слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные и другие образы и ощущения, получаемые от другого человека и несущие в себе определенную информацию. Большинство невербальных средств и форм общения человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания не только с людьми, но и с животными. Установлено, что с помощью вербальных средств общения передается не больше 35% информации. Вместе с языком существует большое количество способов общения, которые тоже служат средством сообщения информации.
1. Невербальные компоненты общения, как эффективное средство коммуникации
В основе коммуникативной компетентности лежит педагогическое общение. Однако, понятие «коммуникативная компетентность» шире, чем «педагогическое общение». Первое представляет собой многофункциональные виды человеческой деятельности в безграничной области общения типа «человек - человек».
«Коммуникативная компетентность - это не врожденная способность правильно и хорошо общаться, а способность, которую можно сформировать и развить в человеке, в процессе приобретения им социально - коммуникативного опыта. Компонентами данной компетентности являются: толерантность, коммуникативность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью» .
В деловой коммуникации происходит обмен деятельности и ее конечными результатами, а также процесс формирования взглядов на разные проблемные ситуации, и возникающие сопутствующие вопросы. Для максимально эффективной профессиональной деятельности, важно уметь взаимодействовать, с разными членами коллектива, а так же оппонентами; людьми разных культур, разных национальностей. Воспринимать человека в процессе коммуникации максимально объективно, вне зависимости от религиозных или политических убеждений. Необходимо использовать совокупность всех коммуникативных технологий, для максимально плодотворной работы, и получения оптимального результата. Что в конечном итоге приведет, к сформированной культуре общения и коммуникативной компетентности.
В среднем в день человек говорит около 10-11 минут, при этом вербальный компонент составляет лишь 35% смысловой нагрузки, а невербальный целых 65%. Чаще всего конкретную информацию передают словами, однако во всех культурах существует огромной множество жестов, заменяющих слова.
Помимо этого, жесты и мимика, сопровождающие речь, служат надёжным источником сведений об отношении говорящего к теме сказанного, равно как и о реакции слушателя на полученную информацию. При трактовке речи собеседника внимание обращают на громкость и тембр голоса, на его высоту, интонацию, логические ударения в словах, а также характерный акцент. Голос говорящего может многое рассказать о человеке, которому он принадлежит. Например, поможет определить его пол, возраст, уровень образования, принадлежность к определённому социальному слою и этническое происхождение.
2. Классификация невербальных способов общения и их функции
Как социальное существо, человек постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, определяет потенциальную непрерывность общения как необходимое условие жизнедеятельности. Эффективность общения зависит от уровня коммуникативной компетентности личности. В научной литературе проблеме коммуникативной компетентности уделяли внимание многих исследователей.
Под коммуникативной компетентностью, или компетентностью общения, понимают способность личности на основе профессиональных, бытовых и других общих интересов устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Коммуникативная компетентность представляет собой комплекс знаний, умений, навыков, личностных характеристик, мотиваций, которые обеспечивают эффективность общения. Содержательным и выразительным средством общения, несомненно, является слово, речь. Умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мыслей, представлений. Однако вербальное общение, осуществляемое с помощью языка, не исчерпывает всего богатства обмена информацией. Общение происходит и с помощью невербальной коммуникации - жестов, экспрессии лица, выражения глаз, поставь тела, интонационно-ритмических характеристик голоса, прикосновения и др.
Особенностью невербального языка является то, что ее проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы дает основание доверять им больше, чем обычному речевому каналу общения. О. Чиркова отмечает важность невербальных средств для общения, их преимущества над вербальными. В своих исследованиях она пишет: «Невербальная коммуникация является наиболее древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуникации развились раньше языка. Они не нуждались высокоразвитой человеческого сознания» .
Постепенно проявились их определенные преимущества перед вербальными, так НСК: воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее влияют на адресата, передают тончайшие оттенки отношений, эмоций, оценки, с их помощью можно передавать информацию, которую трудно или по каким-либо причинам неудобно выразить словами».
Следовательно, от того, как человек говорит, как сопровождает свою речь взглядом, улыбается, двигается, какие жесты, позу мимику использует, расстояния придерживается в общении, в конце концов, даже как он одет, зависит качество общения, возможность достижения поставленной цели. Проблемам невербальной коммуникации, или невербального общения, свои исследования посвятили много ученых: Ю. Алферов, М. Андрианов, В. Барабанщиков, А. Бодалев, М. Гиппенрейтер, Г. Глотова, И. Горелов, В. Лабунская, Т. Малкова, Р. Мей, Х. Миккин, Е. Петрова, В. Панферов и др.
Заключение
Общаясь, люди используют невербальные знаки как самостоятельный канал для передачи информации и как связь с речью. Формирование умений владеть невербальными средствами коммуникации, развитие способностей правильно интерпретировать информацию, которую передают невербальные сигналы, способствуют эффективности общения, в том числе и профессионального, что является проявлением высокого уровня коммуникативной компетентности личности.
В первом случае это может быть поисковый знак, знак-реплика, замена лингвистического знака и параллельное его употребления. Если информация визуальным каналом передается параллельно речи, то она может назначаться разным адресатам, нести дополнительную информацию, детерминированную вербальным текстом, отвечать за организацию и регуляцию контакта. Связное использование вербальной и невербальной информации происходит тогда, когда визуально знаки дублируют речи. Иногда сочетание слова и невербального знака приобретает форму устойчивых сочетаний «Кинемо-вещания», которые имеют социокультурную специфику.