Фрагмент для ознакомления
2
Тема 23. ИНТЕРНЕТ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1. Прочитайте первый отрывок. Выразите свое мнение
в отношении влияния социальных сетей на своих пользователей. Согласны ли вы с мнением автора о разных типах социальных сетей и, соответственно, разном влиянии на целевую аудиторию? Обоснуйте свой ответ. Как можно сделать виртуальные сообщества более безопасными с социально-психологической точки зрения?
На мой взгляд, соцсети могут влиять как положительно, так и негативно на своих пользователей .
Так, социальные сети могут оказывать и деструктивное влияние на общество. Еще А. Бандура в прошлом веке в своей социально-когнитивной теории говорил, что человек, наблюдая за определенную схемой поведения, «считывает» ее как образец для своего поведения в соответствующей ситуации. Такой процесс, названный А. Бандурой «научение через наблюдение», регулируется следующими элементами:
1) Внимание. Человек следит за поведение модели, воспринимая ее поведение.
2) Сохранение. Запоминаются поведенческие паттерны модели
3) Моторно-репродуктивные процессы. Память переводится в поведение.
4) Процессы мотивации. Если есть позитивное подкрепление, человек усваивает моделируемое поведение .
И если раньше, когда не было социальных сетей, подрастающее поколение «считывало» поведение в реальности, то сейчас часто нормой становится то, что происходит в социальных сетях.
И особенно деструктивно социальные сети могут влиять на подрастающее поколение. К примеру, ребенок, который не понимает, какими должны быть правила общения, что такое «хорошо» и «плохо», не дает оценку общению в социальных сетях. Его сознание «открыто» к восприятию другой информации. Но информация бывает совершенно разного характера, и это следует учитывать . Поэтому так важно развивать критическое мышление, которое подразумевает «настойчивые усилия проверять любое убеждение или предполагаемую форму знания в свете доказательств, которые поддерживают его или опровергают, и тех дальнейших выводов, к которым они тяготеют»
Кроме того, в социальных сетях люди часто объединены. Они – масса. Еще Густав Ле Бон в своей книге «Психология масс» писал, что толпа - это «собрание индивидов». Толпа в этой книге сравнивается со Сфинксом из сказки Античности и подчеркивается, как важно научиться разгадывать загадки толпы и считывать символы. ЛеБон говорит о том, как сознательная личность в толпе меркнет. Не видно ее интеллекта и характера. Вместо этого формируется единая коллективная душа. Это означает, что в большом количестве людей личность испытывает похожие порывы бессознательного. Человек в толпе имеет свойство снижать чувство личной ответственности за свои поступки. Он становится внушаем и стремится к подражанию. Такой человек становится импульсивным в своем поведении, у него снижен порог критичности. Он стремится к подчинению, а не к доминированию. По этой причине «толпа легко становится палачом, но также легко она идет на мученичество» . З. Фрейд говорил о том, что «масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное» .
Основная роль в формировании толпы, как полагает З. Фрейд, принадлежит внушению, которое становится возможным только потому, что в толпе начинают проявляться самые разные эмоциональные связи между людьми. То же самое происходит в социальных сетях. Часто люди подвергаются внушению, заражению. Они склонны кому-то подражать, забывая о своей личности. И здесь социальные сети могут как «запустить» процесс деструктивного характера, когда каждый обыватель может стать элементом оппозиции, так и могут удержать власть, к примеру, от прямого насилия. Фото, видео, прямые трансляции с митингов доступны не только с экрана телевизора и на сайтах СМИ, но и в личных аккаунтах граждан.
Разные типы соцсетей по-разному влияют на целевую аудиторию. Для определенной части пользователей соцсети позволяют лучше понять себя, а также других людей в контексте отношений посредством социального экспериментирования. Р. Грив, к примеру, и ее коллеги смогли эмпирически доказать, что «дружеские отношения» в социальной сети «Facebook» по своему внутреннему психологическому содержанию коренным образом отличаются от того, что называется дружескими отношениями в реальности. Оказалось, что «Facebook» выступает важнейшим ресурсом развития и сохранения отношений, что эти связи важны для субъективного благополучия, что это особый вид «социального посредника» в формировании социального капитала личности. Кроме того, друзья из социальной сети являются важнейшим ресурсом поддержания отношений с людьми, открывающими доступ к иным социальным группам и сообществам.
В социальных сетях сейчас можно найти огромное количество единомышленников в научных и ученых сообществах. Теперь каждый может найти себе «друга по интересам», делиться мнениями, быть экспертом на форумах.
Как сделать виртуальные сообщества безопасными? Думаю, здесь нужно привлекать и законодательные органы. К примеру, человек должен понимать, что нарушающие пространство и границы личности комментарии недопустимы в сети.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1) Банных Г. А. Информационная культура в повседневных практиках городского жителя // Экономика, общество, человек: теория, методология, реальность: сб. науч. публикаций / отв. за вып. Д. А. Карх. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2015. С. 3−5.
2) Баранова Е. А. Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков: монография. — М.: Прометей, 2017
3) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011
4) Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. 2016. № 2. С. 169–176.
5) Климова Е. В. Социальное одиночество в современном обществе // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XXI Междунар. конф. памяти проф. Л. Н. Когана (Екатеринбург, 22−23 марта 2018 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2018. С. 1216−1221.
6) Ле Бон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001
7) Линдсей Г. Творческое и критическое мышление // Познавательные психические процессы / Сост. и общ. ред. А. Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2016
8) Маликов А.В., Потапова И.И., Гаврилюк Е.С. Адаптация профессорско-преподавательского состава вузов к вызовам цифровой экономики // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 6. С. 1011-1020
9) Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении [Электронный ресурс]. – URL: http://zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/cri ticalthink.shtml (дата обращения: 06.04.2021).
10) Развитие Интернета в России // РИА-новости. URL: https://ria.ru/
20100930/280796937.html.
11) Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я // Я и Оно. Тбилиси, 1991