Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России, так звучит миссия Федеральной Антимонопольной службы. Задумавшись над этими словами, не можешь не согласиться. Ведь развитие рыночных отношений в Российской экономики действительно во многом зависит от уменьшения прямого вмешательства государства в деятельность хозяйствующий субъектов. Так как следствием такого вмешательства является разрушение конкуренции, а следствием разрушения конкуренции является замедление экономического роста, отступление от законов рыночной среды и, как следствие падение эффективности по всем направлениям экономики.
Именно антимонопольное законодательство в настоящее время содержит конкретные механизмы по ограничению рыночной власти как хозяйствующих субъектов, так и злоупотребляющих своим положением органов власти всех уровней и их должностных лиц. Но быстро меняющиеся условия Российской экономики и глобализация экономики объективно показали необходимость совершенствования антимонопольного законодательства.
Цель данной контрольной работы осмысление и исследование текущего состояния правового регулирования действий органов власти, ограничивающих конкуренцию.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНКУРЕНЦИЮ И ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
Основополагающим законодательным актом в Российской Федерации является Конституция. Статья №8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Так же Статья № 34 Конституции Российской Федерации гласит:
- Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
- Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данные нормы Конституции Российской Федерации нашли свое практическое воплощение в антимонопольном законодательстве.
Система ранее действовавшего антимонопольного законодательства основывались на нескольких законах, основными из которых являлись следующие: Закон РСФСР от 22 марта 1991г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от 23.06.1999г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Так как законы зачастую не отвечали реалиям экономики, они подвергались неоднократным изменениям. 26.07.2006г. Президент Российской Федерации подписал новый Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», который был призван отразить современную российскую государственную политику в области конкуренции и изменить систему антимонопольного законодательства. Он направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранением противодействия конкуренции со стороны органов власти и управления. Данный закон регулирует правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.
Нарушения конкуренции органами власти вдвойне опасны и разрушительны. Ведь против эффективного рынка интересов добросовестного бизнеса используется мощь государственного аппарата. При умышленных нарушениях те органы, которые призваны служить обществу и, в частности, защитить бизнес и помогать ему, в таком случае нарушают данную гражданскую «присягу».
Федеральный закон «О конкуренции» предусматривает так же несколько специальных составов, посвященных борьбе с нарушениями. Статья 15 запрещает «ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ».
В письме ФАС России от 31.12.2014 №АК/55277/14 Разъяснения по статье 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ О защите конкуренции. Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2);
- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (пункт3.)
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. Субъекты запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие): 1. федеральные органы исполнительной власти; 2. органы государственной власти субъектов Российской Федерации; 3. органы местного самоуправления; 4. иные органы или организации, осуществляющие функции указанных органов; 5. организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также: государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ. Вышеперечисленным органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести в недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
- установление запретов или введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
- дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
- установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
- предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
- предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных гл. 5 настоящего Федерального закона;
- создание дискриминационных условий;
- установление и (или)взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
- дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В целях недопущения ограничения или устранения конкуренции запрещается: наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами; совмещение функций органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральным