Фрагмент для ознакомления
2
рациональной обработки». Античной культурой это не осмысливалось как проблема, поэтому онтология выступала как учение о бытии как таковом, то есть не зависящее от актов понимания и процедур мышления 11, с. 39.
Феноменологический подход делает упор на человеческом отношении к бытию и самому человеку как предмете бытия. Философия всегда стремилась упорядочить человеческие состояния и смыслы, помогая человеку достичь полноты бытия, поэтому в ней все организуется вокруг постановки ведущего вопросы онтологии как вопрос о смысле бытия вообще. В современной философии эта проблема обсуждается снова по одной простой причине: чтобы понимать что-то, мы должны иметь место в том мире, который собираемся понимать. Проблема одна – найти себе место в мире, чтобы этот мир понимать. Можно и нужно научиться жить в мире не готовых смыслов, а в таком мире, где они появляются в течение жизни. История есть время в поисках своего смысла. Смысл устанавливается после истории, а не разворачивается во времени. Если личностный аспект «смысла жизни» достаточно интенсивно развивается в современной психологии, то онтологический обойден вниманием ученых. Рассмотрение «смысла жизни» как онтологической проблемы предполагает прежде всего соотношение смысла жизни конкретного человека с представлениями о «этносе бытия» и самосозидания. Через философию выражается идеал собранного в одну точку целого сознательной жизни, всего того, что имеет к нам отношение. М. Мамардашвили это объясняет метафорой отражения и распадения многогранности человека в «тысячах обломков зеркал». Некоторые отражения и «снимки» из них нередко ускользают от лица. Движение личности заключается в их собирании, которое является «полнотой бытия», философским идеалом мудрости и одновременно – свободой 2, с. 8.
Можно организовать свое бытие определенным образом через средства, предоставляемые нам, а такими средствами являются произведения искусства, культурные достижения.
2. Становление материализма
В истории философии и естествознании развивались два аспекта, две точки зрения на понимание материи: философский и естественно-научный (физический). Естественнонаучный аспект включает знания о физическом, структурном строении материи, исследуется отдельными конкретными науками, особенно физикой и химией. Философский аспект - это взгляд на материю как сущность - субстанцию, которая лежит в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и предметов. Философское понятие материи является наиболее широким и универсальным.
В естественном смысле материя – это все, что имеет массу, протяженность, корпускулярность, локализованность в пространстве. В философском смысле материя – это объективная реальность, которая существует вне нашего сознания и отраженная чувственным опытом. Естественнонаучные представления о материи, ее видах и свойствах никогда не будут исчерпывающими, с каждым открытием они меняются. Философское понятие материи как предельно широкое, обогащается новым содержанием. Оно стремится объединить все богатство объективно существующих предметов и явлений, включая те, которые еще только будут открытыми. Материя как объективная реальность является предметом естественного изучения, каждая из конкретных наук изучает ее отдельное свойство. Философия изучает материю в ее соотношении с сознанием в контексте проблемы сущего 4, с. 77.
В начале ХХ века учение А. Энштейна показало ограниченность картины мира, которую создала классическая наука. Объектами научного познания стали микромир и макромир – то, что непосредственно невозможно познать через чувственный опыт. Материя предстала в другом, странном мире – без цвета, запаха, твердости, без тех свойств, с которыми люди привыкли связывать понятие материального. По факту чувственной невосприимчивости микроявлений делался вывод об их нематериальном характере. Однако, материальные явления отражаются нами не только прямо, но и опосредствованно. Например, мы не видим атомов, но ощущаем влияние материальных тел, которые из них состоят. Одни продолжали считать материю устойчивым комплексом ощущений, другие сводили ее к энергии, третьи видели в ней совокупность электронов. Классическая наука считала массу мерой количества материи.
Открытие непостоянства массы стали связывать с исчезновением материи: «материя исчезла, остались одни уравнения». Истины науки оказались изменчивыми, а это поставило под сомнение принципиальную достоверность знания 1, с. 212.
Философия объединяет в понятие материи то, что обладает такими свойствами – объективность, структурность, неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение. Без этих свойств бытие материи невозможно. Конкретными формами проявления материи есть вещи. Но материю нельзя непосредственно осязать, попробовать на вкус. Чувствовать можно конкретные формы проявления материи. Материя – не вещь. Все существующие конкретные материальные предметы или явления – это материя в разных формах, свойствах, отношениях 7, с. 280.
Материя – не реальная или потенциальная возможность всех вещей, а действительное их бытие. Материя имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины и качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, макромолекул, планет, звезд, звездных систем, галактик. С «прерывистыми» формами материи связаны «непрерывные» формы. К последним относятся поля: гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, обеспечивают их существование; например, без тяготения ничто не связывало бы вещество, планеты, галактики. Материальный мир – это мир взаимосвязанных систем. Как структура материи выступает порядок связи элементов в составе целого. Этот порядок внутренне расчлененной целостности. Любой материальный объект уникален, неповторим. Однако он
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Башляр Г. Рациональный материализм // Избранное. Том 1. Научный рационализм. – СПб: Университетская книга, 2000 – С. 199-382.
2. Бондаренко Е.А. Материя: свойства материи и материальной действительности // Проблемы науки. – 2019. – № 9 (45). – С. 5-19.
3. Бохенский Ю. М. Современная европейская философия. – М.: Научный мир, 2000. – 314 с.
4. Горелов А.А. Основы философии: учебник. – М.: Наука, 2015. – 256 с.
5. Жильсон Э. Бытие и сущность // Избранное: Христианская философия / пер. с франц. и нем. – М.: РОССПЭН, 2004. – С. 321 –582.
6. Новикова Ж.А. Развитие онтологической и гносеологической проблематики в истории философской мысли: краткий курс лекций. Учебное пособие – Смоленск: ФГБОУ ВО Смоленская ГСХА, 2016. – 55 с.
7. Орлов С.В. История философии. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2011. – 192 с.
8. Философия. Учебник / В.Т. Кузнецов, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА, 2010. – 519 с.
9. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 214 с.
10. Философия: Учебник для вузов/под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 214 с.
11. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник. М.: ГЭОТАР-МЕДИЯ, 2013. – 462 с.