Фрагмент для ознакомления
2
Процесс развития хореографической педагогики шел поэтапно, посте-пенно формируя стройную систему хореографического образования, которая продолжает совершенствоваться.
Хореографическое образование - это система обучения хоре-ографическим дисциплинам и воспитания у учащихся художественно¬-эстетического вкуса, которое позволяет привить любовь к различным видам искусства, к богатому потенциальному наследию, развить творческое мышление [18].
Хореографическое образование постоянно находится в развитии, осовре-менивая задачи и цели обучения. В связи с ростом уровня хоре¬ографии, требо-вания к педагогам-хореографам ужесточаются, они должны быть не только вы-сококвалифицированными, знать методику исполнения, но и уметь четко пла-нировать свою работу и интересоваться все новым, что появляется в искусстве хореографии в целом.
Следует отметить, что процесс обучения в любительском хоре-ографическом коллективе совсем иной, нежели в хореографической школе, колледже, институте. Прежде всего, любительский коллектив «создан для вы-ступлений» и процесс обучения хореографическим дисциплинам со¬кращается во много раз [16]. Каждый руководитель осуществляет учебный процесс исходя из специфических условий и возможностей коллектива.
Ни для кого не секрет, что в процессе творчества возникают различные формы организации коллективов. По данным социологических исследований одним из самых популяризированных видов искусства в обществе является та-нец.
Хореографическое искусство воплощение синкретизма, так как оно объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Оно всегда доступно, не требует специальных знаний, подвластно практически всем возрастным и социальным категориям граждан и вместе с этим дает каждому человеку развиваться в разнообразных танцевальных жанрах, усовершенствоваться с физической и эстетической стороны развития.
Хореографический коллектив - это коллектив, базирующийся на опреде-ленном художественном замысле и культурно-творческой на¬правленности в его деятельности, взаимопонимании, коллективном сотру¬дничестве и взаимопомощи [7].
Для танцующих в хореографическом коллективе лежит важная возмож-ность реализации своего таланта в творческой сфере, получение удовольствия, формирование правильной самооценки, получение знаний, которые заложены в искусстве [23].
Психология малой групы является немаловажным фактором для органи-зации культурно творческого досуга в таких его формированиях как хоровые студии, спортивным секции, инструментальные ансамбли и танцевальным кол-лективы.
В работах Подласого И.П. говорится об отличительной особенности кол-лектива - объединение людей на задачах деятельности, явно полезной для об-щества [9]. Особая ценность культурной среды жизнедеятельности воспитанников - это творческий коллектив, который является средой обитания учащихся и полем педагогической деятельности, он используется учителем в качестве средства формирования личности ученика, а к характеристикам данного социума имеют отношение традиции, режим, дисциплину и отношения, и так далее.
Хореографический ансамбль отличается строением своей внутре¬нней ор-ганизации и педагогического воздействия на участников коллектива. В первую очередь он основывается на факторах, которые обязывают искать другие мето-ды взаимоотношений межу участниками ансамбля, а значит и иной педагогической методологии руководства им. Межличностные отношения построены на нравственно-психологических мотивах, взаимозависимости детей друг от друга, наличии общих творческих интересов. К основным принципам танцевального коллектива можно отнести [6]:
- наличие общих интересов, целей и задач, при этом цели их со-вместной деятельности имеют как социальный, так и индивидуальный смысл для каждого ребенка в коллективе (например, участие в высту¬плении);
- своеобразная организация коллективной деятельности;
- постепенное усложнение получаемых знаний и многократное повторение пройденного материала;
- важность индивидуальной работы каждого ученика в творческом про-цессе;
- специфичная система планирования и организации уроков и системы оценивания результатов;
- повышение профессионального уровня развития как постепенный рост собственной роли в коллективе.
Участники хореографического коллектива объединены общими интере-сами к тому танцевальному жанру, которой они занимаются в свободное от учебной деятельности время [3].
Для простоты суждений о хореографических коллективах пре¬длагается особая система классификации:
Организационные:
- кружок, студия, ансамбль, театр, коллектив.
Тематические:
- репертуарным: классического, бального, народного танца (одного народа, народов мира), эстрадного, спортивного.
1.2 Классификация эстрадных коллективов
Классификация коллективов строится на основе ряда признаков: возрас-тных, жанровых и зависит от специфики учебно-тренировочной деятельности, ее целей и задач [8].
При всём многообразии в хореографическом исполнительском иску-сстве сложились довольно чёткие типы коллективов, подразделяющиеся по следующим признакам:
Жанровая классификация творческих коллективов:
- народные, фольклорные хоры и ансамбли;
- народные театры и театральные студии;
- детские хореографические коллективы;
- академические смешанные и однородные хоры и ансамбли;
- эстрадные коллективы, студии;
- ансамбли песни и танца;
- цирковые коллективы и т. д.
Система танцевальной подготовки, кроме решения непосредственно творческих задач, предусматривает и является комплексной Определенная вос-питательная система танцевального ансамбля, включает в себя всестороннюю физическую и психологическую подготовку, которая со¬стоит из:
- обучение определенному виду танцу;
- приобщение к высокому искусству (танец, поэзия, музыка);
- освоение элементов актерского мастерства;
- раскрытие индивидуальных способностей;
- обучение культуре самовыражения;
- эстетическое воспитание и формирование эстетического вкуса;
- философское образование и формирование сознательного отношения к окружающему предметному миру;
- концертная деятельность [16].
Из этого следует, что хореографический коллектив - это так назы¬ваемая сложная система, объединенная общими интересами, планами и на-правлениями деятельности, которая представляет собой многоплановую социальная группу участниками которой являются учащиеся различных возрастов, с психическим и физическим развитием.
Художественный руководитель в культурно-досуговом и образователь-ном учреждении осуществляет планирование, выполняет организационную деятельность коллектива, определяет назначение коллективному имуществу и средствам, договаривается с другими органи¬зациями, заключает и подписывает юридические акты и договоры, осу¬ществляет планирование творческой работы и учебно-воспитательного процесса, отвечает за результативность работы педагогического состава и работников культурно-досугового учреждения, осуществляет переговоры с родителями и их детьми [17].
Следовательно, выявлена неотъемлемая роль педагога- хореографа и его методологической деятельности в функционирование хоре¬ографического ан-самбля. Если обучение ориентировано на овладение у¬чащимися танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание - это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привы¬чек поведения и общения внутри танцевального коллектива и вне его - в местах отдыха, в школе, в быту, в работе [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Педагогика, 1998.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – М.: 1979.
3. Горский В. А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании. Дополнительное образование и воспитание. – 2003. – №3.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: 1986.
5. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987.
6. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. Учебное пособие. – М.: Педагогика 1990.
7. Жирнова Л. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности. – М., «Искусство» 1973.
8. Захаров Р.В. Сочинение танца. – М.: Искусство 1983.
9. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном коллективе. Автореф. Л.: 1985.
10. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.: Просвещение, 1984.
11. Каргин, А.С. Призвание и мастерство. – М.: Сов. Россия, 1986.
12. Константиновский В.С. Учить прекрасному. – М.: Молодая гвардия 1973.
13. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: 1984.
14. Луцкая Е. Жизнь в танце. – М.: Искусство 1968.
15. Матюхина, Т. И. Увлекательная хореография. Дополнительное образование и воспитание № 2, 2010.
16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия 2000.
17. Соломоник, Ф. Музыка. Самодеятельность. Коллектив. – М: Сов. Рос. 1983.
18. Уральская В.И. Рождение танца.– М.: Советская Россия 1982.