Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Система городского хозяйства является неотъемлемой частью жизнедеятельности города и включена в общегородские планы социально-экономического развития.
Местные власти, на уровне города или района предоставляя услуги отраслей городского хозяйства жителям и предприятиям города (содержание дорог, водо-, тепло- и энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и прочее), управляют функционированием городской территории и одновременно осуществляют управление ее социально-экономическим развитием.
Задачей города является формирование себя как функционирующей системы, которая может сглаживать воздействия и быстро и эффективно адаптироваться к новым направлениям развития и возможностям.
Город должен обладать информационными, плановыми и контролирующими системами, которые позволяют отслеживать изменения среды и конструктивно реагировать на меняющиеся возможности и угрозы.
Цель работы – рассмотреть основы прогнозирования и планирования в городском хозяйстве.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованных источников.
Основы прогнозирования и планирования в городском хозяйстве
Городское хозяйство, будучи частью, общей городской системы, в свою очередь представляет собой сложный комплекс различных отраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью – удовлетворением материально-бытовых потребностей населения в различных услугах и некоторых товарах. При этом производство и потребление услуг городского хозяйства совершаются, как правило, в месте жительства потребителей. По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к непроизводственной сфере.
В состав городского хозяйства входят [1, с. 14]:
- жилищно-коммунальное хозяйство; строительство и строительная индустрия местного значения;
- торговля, общественное питание, службы быта;
- системы управления, охраны общественного порядка, связи и информации, финансово-кредитные и многие другие учреждения, обслуживающие городские нужды.
Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является ведущей отраслью экономики города и самой крупной отраслью городского хозяйства. Оно представляет собой совокупность подотраслей, призванных обеспечивать жизнь и работу населения в нормальных условиях, а также снабжать предприятия отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами, такими как вода, газ, тепло и т.д.
Управление развитием может осуществляться с помощью широкого спектра разнообразных стратегий, программ, конкретных действий и разнообразных управленческих решений, посредством которых местная администрация стремиться стимулировать развитие экономики региона или города, создавать новые рабочие места. Увеличивать налоговую базу, расширять возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.
Степень реализации принципов управления развитием городов определяет способность и возможность властвующих субъектов найти решение многочисленных сложных проблем развития городского хозяйства. Используя принципы стратегического планирования, можно определить какие направления городского развития должны стимулироваться и поддерживаться.
Естественно, что разработка стратегического плана развития города значительно сложнее, чем для частных компаний. Компании обычно обладают четкой структурой и иерархией, также как и балансом и ежегодным отчетом для определения результатов деятельности. Город, напротив – это поле битвы, где группы влияния борются за власть и продвигают конкурирующие программы и стратегии.
Если частный сектор объединен единой целью – увеличением прибыли, то социально-экономическое развитие города может быть ослаблено множеством групп интересов, периодичностью выборов, капризами избирателей.
Если не удается примерить конфликтующие стороны, и нет активного лидера, города приходят в упадок или к стагнации. Стратегическое планирование не будет эффективным в городах не способных к консенсусу.
Однако, процесс стратегического планирования применим к большинству городов, имеющих подразделения, отвечающие за формирование механизмов долгосрочных планов развития города.
Стратегическое планирование можно осуществлять по следующим организационным схемам [3, с. 25]:
- отдельное подразделение, осуществляющее функции стратегических методов планирования;
- группа агентств, которые объединяют ресурсы и разделив задания формируют общий стратегический план социально-экономического развития города;
- формирование общественных комиссий для выработки плановых заданий;
- полномочия и ответственность за стратегическое планирование передается организациям и предприятиям под общественным надзором.
Цель разработки стратегии развития города – поиск источников эффективности и повышение уровня социально-экономического развития города на основе роста материального благосостояния
Фрагмент для ознакомления
3
1. Городское хозяйство. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. - 368 c.
2. Морозова Т.Г. Городское хозяйство. Учебное пособие / Т.Г. Морозова. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 694 c.
3. Постников М. А. Городское хозяйство - крупная отрасль экономики / М.А. Постников, М.Ф. Соловьев. - М.: Московский рабочий, 2017. - 184 c.
4. Урбанистика. Городская экономика, развитие и управление: учебник и практикум для вузов / Л. Э. Лимонов [и др.] ; под редакцией Л. Э. Лимонова. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 822 с.