Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа
1. Классификация методов исследования:
1) стандартизированные методы (это тесты)
2) экспертные методы
Ответ:
1.стандартизированные методы (это тесты)
Тесты - стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Стандартизированность методики - т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов. Сопоставимость - т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.
К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это: Социокультурная адаптированность теста - соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий - в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми. Ограниченное время выполнения тестовых заданий - полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне[1]. Наличие тестовых норм для данного теста -репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития[4]. Норма теста - средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально - демографических характеристик. .Психолого-педагогические аспекты тестирования Введение в контекст обучения (шире российского образования) новой формы контроля-тестирования, приводит к изменению прежде всего восприятия и установок контроля, меняется вся обстановка, в том числе психологическая ситуация, связанная с формированием у участников тестирования положительного отношения к ним, с приятием, одобрением или неприятием, отторжением тестов как формы контроля. Среди педагогов-русистов много таких, которые уже в течение ряда лет используют тестовые методы в обучении и в контроле. Они, как правило, успели оценить их преимущества: поучение более полной и объективной информации, возможность бесконфликтного разрешения ситуации при сдаче итогового экзамена, ряд других. Но есть педагоги, которые опасаются открытых процедур и, если не препятствуют и не демонстрируют отрицательного к ним отношения, то стараются не замечать стремления легкого нарастания новых форм оценки качества владения русским языком как иностранным[2]. создать мотивационную готовность у изучающих русский язык (как учебный предмет) и у педагогов; систематическое информирование заинтересованных лиц, администрации методических комиссий о цели структуре, содержании, результатах тестирования; обучение педагогов и учащихся методом тестирования.
2) экспертные методы
Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов, методы, которые опираются на выявленные и обобщенные мнения экспертов.
Метод «мозговой атаки». Метод, который позволяет при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы. Этот метод был разработан А. Осборном в 1953 г. Его также называют методом КГИ (коллективная генерация идей) или методом творческого решения проблем.
Данный метод применяется при поиске решений в недостаточно исследованной области, при выявлении новых направлений решения проблемы и при уничтожении недостатков в уже существующей системе. При проведении метода «мозговой атаки» «необходимо руководствоваться следующими правилами:
• существует запрет на критику выдвигаемых идей;
• предложенные идеи оцениваются после «мозговой атаки»;
• среди выдвигаемых идей в первую очередь приветствуются оригинальные и необычные идеи, а также высказанные экспромтом;
• вероятность появления ценных идей зависит от количества выдвигаемых идей: чем больше, тем лучше;
• предпочтения отдаются комбинированным (соединение нескольких идей в одну) и усовершенствованным идеям (развитие уже высказанной идеи);
• при выдвижении новых идей должна соблюдаться цепная реакция идей;
• участники «мозговой атаки» могут выступить несколько раз, но каждый раз должно высказываться не больше одной идеи для лучшего ее восприятия;
• высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому из участников.
Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов, методы, которые опираются на выявленные и обобщенные мнения экспертов.
Метод «мозговой атаки». Метод, который позволяет при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы. Этот метод был разработан А. Осборном в 1953 г. Его также называют методом КГИ (коллективная генерация идей) или методом творческого решения проблем.
Данный метод применяется при поиске решений в недостаточно исследованной области, при выявлении новых направлений решения проблемы и при уничтожении недостатков в уже существующей системе. При проведении метода «мозговой атаки» «необходимо руководствоваться следующими правилами:
• существует запрет на критику выдвигаемых идей;
• предложенные идеи оцениваются после «мозговой атаки»;
• среди выдвигаемых идей в первую очередь приветствуются оригинальные и необычные идеи, а также высказанные экспромтом;
• вероятность появления ценных идей зависит от количества выдвигаемых идей: чем больше, тем лучше;
• предпочтения отдаются комбинированным (соединение нескольких идей в одну) и усовершенствованным идеям (развитие уже высказанной идеи);
• при выдвижении новых идей должна соблюдаться цепная реакция идей;
• участники «мозговой атаки» могут выступить несколько раз, но каждый раз должно высказываться не больше одной идеи для лучшего ее восприятия;
• высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому из участников.
Достоинства метода «мозговой атаки» следующие:
• групповое мышление порождает на 70% больше новых ценных идей, чем сумма индивидуальных независимых предложений;
• тренирует умственные способности участников;
• дает возможность получить новые неожиданные видения рассматриваемой проблемы;
• позволяет с большим доверием относиться к выдвинутым идеям.
5.Методики субъективного шкалирования.
В отличие от методов экспертной оценки в большинстве случаев шкальные оценки дает сам обследуемый. Обследуемый оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом.
Шкальные техники предусматривают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и др.) по степени выраженности в них качества заданной шкалы (например: "теплый - холодный", "сильный - слабый"). Чаще всего используются трех-, пяти-, семизначные шкалы. Особый вид шкалирования - это субъективная классификация, которая предусматривает выявление субъективной структурированности объектов на равные шкалы наименований.
6.Личностно-ориентированные (идеографические) техники.
Личностно-ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тестов -опросников заключается в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов конкретного обследуемого. Отличие этих методов от метода интервью заключается в том, что репертуарные решетки разрешают осуществлять применение современного статистического аппарата и строят надежные диагностические заключения об индивидуальных особенностях субъекта.
7.Проективные техники.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1.Александрова, Э. А. Аналитическая химия в 2 книгах. Книга 1. Химические методы анализа : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Э. А. Александрова, Н. Г. Гайдукова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 533 с.
2.Артемьева, О. А. Качественные и количественные методы исследования в психологии : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / О. А. Артемьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 152 с.
3.Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с.
4.Божук, С. Г. Маркетинговые исследования : учебник для СПО / С. Г. Божук. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 304 с.
5.Буланов, В. А. Геохимические методы поисков месторождений полезных ископаемых : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. А. Буланов, С. А. Сасим. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 165 с.