Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Система налогообложения играет ключевую роль в обеспечении экономического развития любой страны. Она сказывается на поддержании общественного правопорядка страны, обеспечении благоприятных условий развития духовно-культурных жизни населения, обороны страны, решении различных социальных проблем и тому подобное. В налоговой системе РФ налогообложение предпринимателей является одной из основных категорий, которая формирует доходы бюджета и перераспределяет финансовые ресурсы между государством и населением, а группа плательщиков-предпринимателей является наиболее многочисленной.
Используя регулирующую функцию налогов, в первую очередь налога на доходы физических лиц, государство может стимулировать развитие и предпринимательства.
В условиях необходимости развития и укрепления сферы предпринимательства, тема исследования вопросов налогообложения доходов особенно актуальна.
Цель контрольной работы – рассмотреть понятие и особенности системы налогообложения предпринимателей.
Задачи:
1. Изучить понятие, принципы и функции налогов;
2. Рассмотреть виды налогов, взимаемых с предпринимателей;
3. Изучить системы налогообложения предпринимателей;
4. Выявить проблемы и перспективы развития налогообложения предпринимателей.
Объектом исследования является система налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей.
Предмет исследования – организационные и методологические особенности налогообложения деятельности индивидуальных предпринимателей налогом на доходы физических лиц.
Информационная база исследования включает, в первую очередь, систему нормативных документов, регламентирующих вопросы налогообложения в сфере предпринимательства, а также труды известных российских специалистов данной сферы деятельности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
1.1. Понятие, принципы и функции налогов
Одной из самых сложных и важнейших экономических категорий выступают налоги. Их появление датируется первыми проявлениями формирования государственности и связывается с функцией аккумуляции средств для содержания аппарата государственного управления. Сегодня налоги выступают обязательным элементом любой экономической системы государства независимо от модели экономического развития и политического устройства. Отсутствие налогов в экономике государства невозможно, поскольку сразу парализуется ее финансовая система, исчезает главный источник бюджетных поступлений, исчезает возможность эффективно удерживать аппарат управления государством, а последний перестает быть мотивирован выполнять свои функции. Соответственно, размер средств, который должен ежегодно собираться государством в виде налогов, во многом зависит от расходов государства на выполнение своих функций.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч.1 ст. 8 Налогового кодекса РФ) [3].
Особенности налогов:
- имеют обязательный характер (ст. 57 Налогового кодекса РФ);
- имеют индивидуальность и безвозмездность, означающие, что при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанности оказывать конкретному налогоплательщику услуг на внесенные суммы. Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и реализации стоящих перед ним задач;
- уплачиваются в денежной форме;
- уплачиваются физическими лицами и организациями, на которые при наличии определенных обстоятельств возлагается налоговая обязанность;
- они носят постоянный (регулярный) характер и являются финансовой основой деятельности государства и муниципальных образований.
Организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ [4].
Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, граждане с двойным гражданством (бипатриды) и лица без гражданства (апатриды) (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).
Функции налога – это направленные правовые воздействия норм налогового законодательства на налоговые отношения, являющиеся постоянными, определяющие понятие налога и проводящие социальную политику государства.
Роль налога выражается в его функциях, которые при всем многообразии могут быть объединены в три группы по следующим функциям:
- фискальной;
- регулятивной;
- контрольной.
Приоритет действующее российское законодательство отдает фискальной функции, согласно которой налоги являются основным источником пополнения доходов любого бюджета (примерно 70–80 %).
Рис. 1. Взаимосвязь функций налогов, направлений и результатов практической их реализации
Регулятивная функция выражается в том, что с помощью налогов можно влиять на процессы производства, потребления, демографическую и молодежную политику, иные социальные явления.
Контрольная функция выражается в том, что налоговый контроль осуществляется за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика, за своевременным внесением налогов в бюджетную систему, за соблюдением налогового законодательства и т. д.
Значение налогов действительно важно для функционирования государства, как единого административно-хозяйственного механизма. Как свидетельствует история, не одна государство не смогло обойтись в своем развитии без налогов, поскольку ее функционирования в любом случае требует определенных финансовых ресурсов, которые могут быть собраны только через налоги. Исходя из этого, размер средств, который должен быть взыскан в виде налогов, напрямую зависит от тех расходов, которые финансирует государство (образование, наука, медицина, оборона, охрана общественного порядка, управления, спорт, культура, искусство и т.д.). Соответственно, чем больше функций выполняет государство, тем больше она производить сумм налогов.
Итак, налоги являются основным атрибутом финансовых отношений во взаимодействии ее органов управления и населения (субъектов) по поводу получения от государства определенных благ (услуг) и обеспечения возможности выполнения государством своих функций. Согласно масштабов таких функций в каждом государстве может сформироваться собственная модель налоговой системы, которая включает методы и объекты налогообложения, виды и ставки налогов, сроки их уплаты и тому подобное.
1.2. Виды налогов, взимаемых с предпринимателей
В зависимости от деятельности объекта налогообложения, определения плательщика и специфических признаков определяются те или иные вопросы относительно уплачиваемых налогов.
Исходя из налоговой базы и ее специализированных качеств, можно определить следующие виды налогов:
унифицированные, применяемые к каждому отдельно взятому предпринимателю, вне зависимости от рода деятельности, как то – НДС, подоходный налог, имущественный и прочие единые налоги;
специфические, зависящие от наличия объекта налогообложения – разнообразные акцизы, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и прочие [8].
От рода деятельности индивидуального предпринимателя также зависит то, по каким налогам необходимо отчитываться в бюджет. Будет ли вестись учет по основной системе налогообложения, либо по системе упрощенной. Применимы ли к предпринимателю следующие налоги – сельскохозяйственный, на вмененный доход. Нужно ли использовать патентную систему налогообложения – все это зависит от рода деятельности.
В конце концов, то, каким образом предприниматель имеет взаимодействие с бюджетом, тоже имеет значение. Является ли он непосредственным плательщиком сборов в бюджет, либо выступает как налоговый агент, то есть отчитывается и выплачивает налоги за других (в данном случае подразумевается отчетность по доходам сотрудников, а также пенсионные или страховые сборы).
Налоги, уплачиваемые в бюджет индивидуальными предпринимателями, делятся на три категории:
«Стандартные» для всех налоги, учитываемые по основной или упрощенной системе налогообложения.
Специфические – при необходимости отчета по определенному роду деятельности, будь то торговые сборы, акцизы или земельные налоги.
Выступление индивидуального предпринимателя как налогового агента.
Лишь то, по какой системе отчитываться в налоговые органы может выбрать индивидуальный предприниматель непосредственно сам. Все остальное зависит от его рода деятельности и специфики ее сопровождающей.
При разноплановой деятельности проще всего выбирать между основной системой налогообложения и упрощенной, либо попытаться скомбинировать их с патентной системой или вмененной [7].
Итак, на данный момент по роду деятельности выделяются следующие единые налоги: ЕНВД, ПСН и ЕСХН. Рассмотрим каждый из них немного подробнее.
ЕНВД – Единый Налог на Вмененный Доход. Заменяет основные, так называемые «базовые» налоги – по доходам, НДС и на имущество. В данном случае основой, базой исчисления сбора будет являться не фактическая сумма финансов, заработанная индивидуальным предпринимателем за определенный период, но доход «возможный» для того рода деятельности, который выбран предпринимателем как основной. До некоторых пор этот налог был обязателен к уплате для предпринимателей, занимающихся следующим:
предприятия общественного питания;
розничная торговля;
автомобильные стоянки;
распространители рекламы;
транспортные перевозчики;
предприятия бытовых услуг;
аренда различной недвижимости.
Теперь же этот налог относится к «добровольным», применяемым непосредственно региональными администрациями. Если род деятельности индивидуального предпринимателя подразумевается в законодательных документах, принятых местной администрацией как плательщик ЕНВД – действия соответствующие.
ЕСХН – Единый Сельскохозяйственный Налог, который применяется для предпринимателей занимающихся производством, реализацией, либо переработкой продуктов относящихся к рыболовству, животноводству, растениеводству или лесным хозяйствам. При этом соотношение дохода, получаемого от реализации такого рода продукции, к доходам иным не должно быть меньше чем семь к трем. В таком случае налогообложение по данной системе будет для индивидуального предпринимателя наиболее целесообразным [9].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Справочная правовая система.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Справочная правовая система.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Справочная правовая система.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Справочная правовая система.
5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Справочная правовая система.
6. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Справочная правовая система.
7. Закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Справочная правовая система.
8. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Справочная правовая система.
9. Постановление Правительства Новосибирской области от 19 августа 2011 г. № 360-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 годы»
Литература:
10. Аронов А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/Аронов А. В., Кашин В. А., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 576 с. [ЭБС, ИНФРА-М]
11. Забродская Н. Г. Предпринимательство. Организация и экономика малых предприятий: Учебник / Н.Г. Забродская. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 263 с. [ЭБС, ИНФРА-М]
12. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Захарьин В.Р., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с. [ЭБС, ИНФРА-М]
13. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности: учебное пособие/ И.В. Никулкина. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 268 с.
14. Налогообложение физических лиц: учебник / ФГОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ; Под ред. Л.И. Гончаренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 238 с.
15. Полежарова Л. В. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности в России: Практикум: Учеб. пос. / Л.В.Полежарова, А.А.Артемьев; Под ред. Л.И.Гончаренко - М.: Магистр:НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 160с.