Фрагмент для ознакомления
2
Конституционное право Италии
История возникновения и развития итальянского государства, бесспорно, заслуживает пристального внимания со стороны не только зарубежных, но и отечественных исследователей, в виду возможности проведения исторических параллелей, выявления закономерностей, получения ответов на вызовы современной политической реальности. Именно исторический фундамент лежит в основе сложной конструкции взаимообусловленных и подчас противоречивых политических традиций.
История Италии - это скорее история нескольких Италий. И здесь речь идет не только об отсутствии единой территории до 1861 года, как необходимого условия существования суверенного государства (от Миланского герцогства до Неаполитанского королевства). Различные сферы жизни в Италии имели свои эпохи, которые часто не совпадали. Так, нередко экономический подъем не сопровождался расцветом итальянской культуры, экономические достижения отнюдь не означали рост политической стабильности, а периоды политической нестабильности приходились на расцвет государства.
Политическая история становления и развития итальянского государства изобилует яркими примерами самоотверженности и борьбы за независимость, единение и утверждение национального самосознания. И именно здесь прослеживается роль политических сил, сыгравших свою ключевую роль в судьбе Италии (Кавур, Гарибальди, Мадзини).
Политическая система Италии создавалась в стране после ее объединения в 1861 году (эпоха, именуемая «Risorgimento») и на протяжении все своей истории переживала существенные преобразования. Начиная с момента объединения Италии, происходит чередование у власти «левых» и «правых» партий, задачей которых явилось продвижение собственной политической линии развития итальянского государства. Так, в период с 1861 по 1876 год власть в стране принадлежала представителям «правых» партий, с 1876 года до 1900 года власть принадлежала «левым» силам.
Институт парламентаризма в Италии за время своего существования (начиная с функционирования пьемонтского парламента с 1848 по 1859 г.) претерпел серьезную эволюцию. Являясь ключевой частью политического ландшафта страны, итальянский парламент за время своего существования, особенно в отдельные, наиболее кризисные периоды истории отражал общественно-политический климат страны, характер действовавших в ней политических партий и движений, особенности социального поведения и менталитета различных слоев общества.
Можно согласиться с автором в том, то в настоящий момент можно говорить о трех крупных стадиях развития итальянского парламентаризма и, соответственно, о трех главных политических моделях - либеральном парламентаризме в рамках конституционной монархии (1861-1922), функционировании парламентских институтов в их фальсифицированном виде в период господства фашистской диктатуры (1922-1943), и, наконец, о республиканском варианте парламентаризма после Второй мировой войны.
В целом, анализируя партийно-политическую жизнь Италии, нельзя обойти вниманием то, что в дальнейшем ляжет в основу политического курса, взглядов, модели политического поведения, жизни, и, что, в конечном итоге, «падет» под тяжестью бремени войны и новых политико-гражданских устремлений, получивших название «сопротивление», при этом оставаясь той категорий, которая впоследствии наложит свой идеологический отпечаток на современное политическое развитие.
Безусловно, здесь речь идет об итальянском фашизме, который заявит о себе на политической арене в 1919 году, оставаясь в тени до 1920 года. Фашизм, как политический режим, официально приходит к власти в Италии в 1922 году во главе со своим лидером, или как его впоследствии назовет вся Италия, Дуче, Б.Муссолини, и становится, по сути, следствием не только стремления его выходцев получить рычаги политической власти и управления, но и слабости либерального государства и короля.
Фашизму, в его итальянском проявлении в качестве господствующего политического режима, а также его лидеру и идейному вдохновителю, Б.Муссолини, посвящены труды многих исследователей. Безусловно, наряду с «перегибами» режима в идейном отношении и стремлении создать фашизм с «нацистским лицом» начиная с 1936 года, фашизм имел ряд достоинств, выражающихся в промышленной моще и бравых темпах экономического развития, финансовой защищенности итальянского государства, что, в свою очередь, делало Италию, сильным и уверенным политическим игроком на международной арене, с мнением которого необходимо было считаться. Появление фашистского тоталитарного режима в Италии явилось результатом сознательного выбора влиятельной части правящего блока, увидевшей в нем гарантию стабильности и порядка.
Победа над фашизмом явилась для Италии, как и для многих стран Европы, началом коренного обновления внутриполитической структуры, перехода от диктатуры к демократии. Центральное место в послевоенной политической структуре заняли политические партии, внесшие вклад в борьбу с фашизмом. По итогам референдума 2 июня 1946 г. была упразднена монархия, и 18 июня 1946 г. Италия была официально провозглашена республикой с одновременным избранием первого представительного органа - Учредительного собрания. Таким образом, в период 1945-1947 гг. были заложены институциональные, политические и правовые основы современного итальянского государства.
Суть Конституции Италии достаточно полно выражена в ст. 3, согласно которой «задача Республики - устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической, социальной организации страны».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авакьян С. А. Конституционное право зарубежных стран: лекции / С. А. Авакьян. - Челябинск : ЮУрГУ 2008. - 175 с.
2. Астахова Т.Г., Слинько А.А. Тенденции развития политической системы современной Италии и особенности итальянского конституционализма / Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. - №3. - Воронеж: ВГУ, 2014. - С. 47-52.
3. Брис, К. История Италии / Катрин Брис; пер. с фр. Т.Г. Губаревой. - СПб.: Евразия, 2008 - 631 с.
4. Коломиец В.К. Политический образ современно Италии: взгляд из России. - Москва: Мысль, 2013. - 329 с.
5. Конституционные реформы в Италии: процедура пересмотра Конституции, обсуждение проекта полупрезидентской формы правления //Адвокат. - 1998. - № 4.
6. Марино И. Сравнительно-правовой анализ конституционно-правовых отношений Президента с иными высшими органами государственной власти: опыт России, Италии, США, Франции / И. Марино: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 18 с.
7. Слинько А. А. Политические процессы в России и в мире в условиях глобального кризиса / А. А. Слинько. Воронеж : Научная книга, 2013.