Фрагмент для ознакомления
2
3) аллергия – в научной, публицистической, бытовой сфере.
4) арестовать - в официально-деловой, публицистической, в бытовой.
5) аристократизм – в научной, официально-деловой, публицистической, эстетической.
6) баклуши – в бытовой сфере.
7) банкротство - официально-деловой, публицистической.
8) аккомпанемент – в эстетической сфере.
9) авангард – в научной, официально-деловой, публицистической, эстетической.
10) абсурд – в публицистической, эстетической сфере.
Упр. 19. Определите, какие словосочетания употребляются в официально-деловом, научном, публици-стическом и разговорном стилях. В зависимости от стиля распределите их на 4 группы. Какие из словосочета-ний можно отнести к нескольким группам?
официально-деловой научный публицистический разговорный
Официальный визит теоретическое содержа-ние отлынивать от работы отлынивать от работы
теоретическое содержа-ние следует подчеркнуть бросаться в глаза бросаться в глаза
во избежание пожара дружественная обстанов-ка дружественная обстанов-ка
силовые ведомства современный менедж-мент точка кипения
следует подчеркнуть краеугольный камень
следует подчеркнуть
Упр. 20. Определите экспрессивно-стилистическую окраску слов и фразеологизмов (высок., сниж., нейтр.).
Принять в дар (высок), здоровяк (сниж), попадать на крючок (нейтр), держава (высок), норма (нейтр), до последней капли крови (высок), отлично (нейтр), грязнуля (сниж), соратник (сниж), глас вопиющего в пустыне (высок).
Упр. 21. Определите, к какой разновидности национального русского языка (к литературному языку, просторечию, территориальным диалектам или социальным диалектам) относятся следующие фонетические варианты и грамматические формы.
Килóметр (территориальный диалект), намерéние (просторечие), эксплатировать (просторечие), транвай (просторечие), дермантин (литературный язык), психиатор (просторечие), туфель (просторечие), мыш (про-сторечие), с повидлой (просторечие), под роялью (просторечие), делов (территориальный диалект), с людями (территориальный диалект), на пляжу (территориальный диалект), нет время (просторечие), к Марии Васильев-ной (просторечие), мате[р’]я́ (просторечие), стака[н’]ы́ (территориальный диалект) , наиболее чаще (просторе-чие), у ней(просторечие), хочут (территориальный диалект), берегёт (территориальный диалект), броюсь (про-сторечие), плотит(территориальный диалект),, ездию(просторечие), стонает (территориальный диалект) ляжь(просторечие), ехай (просторечие), поломатый (просторечие), достигать до цели (просторечие).
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
К грамматическим нормам относятся нормы словообразовательные, морфологические и синтаксиче-ские.
Словообразовательные нормы это правила образования слов. Ср.: насмешка (не надсмешка), поскользнуться (не подскользнуться).
Упр. 22. Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения.
1. Змеи относятся к животным класса пресмыкающих. Змеи относятся к животным класса пресмыкаю-щихся. 2. При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на про-езжей части. При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не поскользнуться и не упасть прямо на про-езжей части.3. Эта история может стать самым смотрибельным сериалом. Эта история может стать самым про-сматриваемым сериалом. 4. У него был вспыхчивый характер. У него был вспыльчивый характер. 5. Его пред-смертельные слова произвели большое впечатление. Его предсмертельные слова произвели запали мне в душу. 6. Рецензист был слишком резок в своей оценке. Рецензент был слишком резок в своей оценке. 7. На физкуль-туре я его не только догнал, но и передогнал. На физкультуре я его не только догнал, но и перегнал.
Упр. 23. Разграничьте случаи намеренного (словообразовательная игра) и ненамеренного (ошибка) нарушения словообразовательных норм. Предложения с ошибками отредактируйте.
1. Обытоживающим было выступление его заместителя. Подытоживающим было выступление его за-местителя (ошибка). 2. В результате испугивания некоторые студенты на контрольной работе были в недоуме-вании. В результате испуга некоторые студенты на контрольной работе были в недоумении (ошибка). 3. Хлебо-завод предлагает бублы, ватрухи, прянища и кренделища. Надоело заниматься мелочёвкой. Хлебозавод пред-лагает бублики, ватрушки,пряники, батоны и крендельки. Надоело заниматься мелочёвкой (словообразова-тельная игра). 4. Здесь пляжатся и курортятся несколько тысяч человек. Отдыхают на пляже и находятся на курорте несколько тысяч человек (словообразовательная игра).5. ЦСКАзка с печальным концом. Сказка о ЦСКА с печальным концом (словообразовательная игра) 6. Жена сына претензирует на всё то, что было ими не нажито в совместной жизни. Жена сына претендует на всё то, что было ими не нажито в совместной жизни (ошибка).
Морфологические нормы – это правила образования форм слов разных частей речи. Ср.: бухгалте-ры (не бухгалтера), слезай (не слазь), красивее (не красивше и не более красивее), три студентки (не трое студен-ток).
Упр. 24. К приведенным словам подберите определения. Правильно согласуйте определения с суще-ствительными.
Специальный аэрозоль, Яблочное повидло, яркое бра, серая мышь, тонкое щупальце, ржавый рельс, белый тюль, золотая молодежь, дырявый толь, засохшая мозоль, заказная бандероль, вкусная вермишель, грязная ву-аль, знакомый тезка, красная фасоль, смешной тамада.
Упр. 25. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1. Необходимо вымыть волосы шампунем от перхоти. 2. Домик на пригорке был черный и крыт толем. 3. Наконец я смогла купить пять метров красивого тюля. 4. Ставень слетел с петли. 5. Снова разболелась мозоль. 6. Покупатель попросил показать ему левую туфлю. 7. Заказную бандероль можно получить в окне № 5. 8. Манжета платья оформлена красивой аппликацией из бархата. 9. В доме есть большой зал.
Упр. 26. Образуйте форму единственного числа следующих существительных.
Туфли - туфель, тапки - тапок, босоножки - босоножка, погоны - погон, клипсы - клипса, плацкарты - плацкарт, щупальца - щупальце, бакенбарды - бакенбарда, чучела - чучело, ласты - ласта.
Упр. 27. Определите род следующих несклоняемых существительных. Мотивируйте свой ответ.
Алиби – ср.род, потому что несклоняемое и неодуш., бра ср.род, потому что несклоняемое и неодуш., такси - ср.род, потому что несклоняемое и неодуш., манго ср.род, потому что несклоняемое и неодуш., пари - ср.род, потому что несклоняемое и неодуш., рагу - ср.род, потому что несклоняемое и неодуш., кофе – муж. род, от слова «кофий», пони муж.род, потому что несклоняемое, обозначает животное, цунами - ср.род, пото-му что несклоняемое и неодуш., какаду - муж.род, потому что несклоняемое, обозначает животное, какао - ср.род, потому что несклоняемое и неодуш., фойе - ср.род, потому что несклоняемое и неодуш., ООН жен. род, потому что организация женского рода, Дели – муж.род, географическое название, хинди – муж.род, потому что народ, МВФ (Международный валютный фонд) – муж.род, потому что фонд мужского рода, кенгуру - муж.род, потому что несклоняемое, обозначает животное, шимпанзе - муж.род, потому что несклоняемое, обо-значает животное, «Таймс» - жен. Род, потому что газета жен.рода.
Упр. 28. Образуйте нормативные формы множественного числа следующих существительных.
Жемчуг жемчуги, вексель вексели, инженер инженеры, купол купола, конструктор конструкторы, бухгалтер бухгалтеры, округ округа, слесарь слесари, приговор приговоры, ордер ордера, паспорт паспорта, прожектор прожекторы, сорт сорта, выбор – выборы, профессор профессора, трактор – трак-торы, цех – цеха, орден – ордена, директор – директора, договор – договоры, катер – катера, сектор - секто-ра пальто – пальто, рапорт – рапорты, ректор – ректоры, редактор –редакторы, сват – сваты, шофер шо-феры.
Упр. 29. Выберите из скобок один из вариантов; подчеркните его.
1. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шоферы – шофера). 2. (Выборы – выбо-ра) губернатора области показывают, что политические противники заключают (договоры – договора) о со-трудничестве. 3. В летнее время у многих людей начинаются (отпуски – отпуска). 4. В кондитерском отделе всегда свежие (торта-торты). 5. Многие (цехи – цеха) завода переориентированы на выпуск новой продукции.