Фрагмент для ознакомления
2
Риторика
Контрольная работа
Творческое задание 1
А. Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?
- подчиненная выбрала определенную, как она считает, успешную тактику общения (просто молчать в ответ).
Коммуникант прибегает к стратегии молчания тогда, когда нарушается стереотип поведения -отказ от разговора. Молчание в данном контексте обосновано сознательным отказом от диалога. Как правило, «человек сознательно производит ненормативное действие. Признак контролируемости сопутствует молчанию» . Приведенный пример показывает, что, во-первых, одной из характеристик молчания может быть его ориентированность на ненормативные ситуации и сознательность действия (reasoned); во-вторых, преследуя эмотивную установку - выразить протест - собеседник предпочитает стратегию молчания. Представляется, что выбор этого средства позволяет коммуниканту уменьшить степень выраженности эмоций (hurt pride), позаботиться о «сохранении собственного лица» коммуниканта, что обусловлено тематикой беседы в условиях формального общения, т.е. контекстом. Таким образом, молчаливый протест предпочтительней, чем вербальный, поскольку он лишен каких-либо грубых, неприемлемых слов, и, главное, более выгоден для коммуниканта в силу приведенных аргументов (suffer less from silence than by protest).
Как правило, молчание часто выступает как ответная реакция адресата в какой-либо конфликтной ситуации между равными собеседниками или при вертикальном общении (разном социальном положении собеседников). При этом молчание адресата может служить как стратегией, так и тактикой в процессе общения.
Но применение тактики молчания в нашем примере не может продолжаться долго и грозит «ярлыком» дурочки и прекращением рабочих отношений.
Если компетенция сотрудницы в целом начальника устраивает, то, возможно, надо постараться разговорить ее вопросами о ней самой, о семье, т.е. о том, что она не сможет оставить без ответа, переходя постепенно к теме работы.
Б. Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас после ваших замечаний она расплакалась. Как довести до нее свои соображения?
Большинство менеджеров чувствуют себя неловко, когда их сотрудники начинают плакать во время делового разговора. Многие из нас могут вспомнить хотя бы один раз, когда мы плакали в офисе, а для кого-то слезы на работе не такое уж редкое явление. Создается впечатление, что некоторые люди чересчур сильно реагируют на разочарование или сложную задачу, причем их эмоции — будь то грусть или страх — проявляются в слезах, неконтролируемой дрожи или покраснении лица. Если под вашим руководством работает эмоционально неустойчивый человек, вероятно, вам приходится отказываться от обсуждения важных тем или вопросов, чтобы не расстроить его.
Некоторые сотрудники начинают плакать, потому что им не хватает умения держать себя в руках; вероятно, они стыдятся своей эмоциональности и будут благодарны любому совету относительно того, как сохранять самообладание. Для некоторых слезы — способ избежать критики или манипулировать начальником. Мне приходилось работать с людьми, для которых плач служил лучшей защитой от негативных замечаний. Разумеется, есть вероятность, что им приходится справляться с проблемами в личной жизни — от болезни до тяжелых семейных обстоятельств. И, возможно, самая положительная причина столь эмоциональной реакции сотрудника — его уверенность в том, что между вами сложились такие рабочие отношения, при которых можно не стыдиться слез.
Вы не можете знать, что творится в голове вашего подчиненного и почему он плачет: доверяет ли вам, пытается ли манипулировать или завален личными проблемами, не связанными с работой. Если речь идет о проблемах личного характера, вы можете направить его за дополнительной помощью в отдел кадров вашей компании или к сотрудникам, ответственным за реализацию программ психологической поддержки. Вне зависимости от причин, вызвавших состояние сотрудника, вам придется найти способ остановить его слезы — или сделать так, чтобы проявление эмоций не повлияло на рабочий процесс. Следующие шесть шагов помогут вам и вашему подчиненному остаться профессионалами и сосредоточиться на стоящих перед вами задачах, не потеряв человечность.
Не реагируйте слишком остро на плач. Постарайтесь убедить себя, что слезы — эквивалент приподнятой брови или закушенной губы. Слезы не означают, что ваш работник переживает эмоциональный срыв; это всего лишь физиологическая реакция его организма на напряжение. Напомните себе, что вы контролируете ситуацию. Загляните в лицо человеку, постарайтесь занять открытую позицию и подобрать наиболее нейтральные слова. Покажите, что вам небезразлично происходящее, но вы не позволите чужим эмоциям повлиять на ваше состояние. В такие моменты важно не пытаться поставить себя на место сотрудника, а отнестись к нему с сочувствием и принять соответствующие меры, поскольку вы заметили, что он переживает не самый простой период.
Обратите внимание на триггеры. Полезно определить возможные шаблоны развития событий и понять, что может вызвать чрезвычайно эмоциональную реакцию сотрудников. Какая-то ситуация, неправильная интерпретация чужих намерений или накопившийся стресс, признаки которого следовало заметить намного раньше? Вместо того, чтобы начать выспрашивать причины подобной реакции — что может привести к продолжительному обсуждению источников проблем и повлечь за собой обиду — постарайтесь сразу назвать конкретную, непосредственную причину слез. Например, попробуйте сказать: «Я вижу, что-то вас расстроило. Дело в этом (указание проблемы — прим. ред.)?» Для начала просто назовите сам повод, не углубляясь в предпосылки.-очевидно, что воодушевляющая речь начальника, которая должна была вызвать эмоцию того же вектора, вызвала эмоцию противоположную. В этом случае, очевидно надо начать разговор с информирующей речи и нейтральной темы и , постепенно подводя к теме критики
В. Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая произошла сегодня у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора