Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие «фольклор», введенное в научный оборот в середине XIX века, имеет множество дефиниций и интерпретаций в зависимости от исследовательской школы. Общеизвестны два определения фольклора: в узком понимании фольклор – это корпус вербальных текстов разных жанров, передаваемых и усваиваемых по традиции. Дефиниция фольклора как вербальной (словесной) формы народной традиции нашла отражение в таких синонимических обозначениях фольклора, как народная словесность, народная поэзия и др. В широком смысле фольклор – это вся традиционная духовная культура народа, являющаяся в общем-то предметом изучения этнологии. Что касается термина фольклористика, то пока он употребляется только в первом, узком (филологическом) значении.
Хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа были русские сказители (исполнители былин) и сказочники. Они доносили до слушателей своеобразие народной поэзии, были душой, источником светлых, бодрых настроений слушающего их человека. Каждый из них имел свою исполнительскую манеру. Каждый из них обладал своими индивидуальными особенностями. Среди сказителей встречаются богато одаренные поэтические натуры с огромной творческой изобразительностью. Некоторые народные сказители были склонны к фантастическим образам, другие – к бытовым образам, третьи – к шутке и балагурству.
Целью данной работы является рассмотрение русских сказочников .
Задачи:
- описать сказку как жанр фольклора;
- описать русских сказочников.
1 Сказка как жанр фольклора
Фольклор – не только художественный феномен, это также кладезь знаний об окружающей действительности, человеческих отношениях, внутреннем мире человека. Народное творчество неназойливо, играючи вводит человека в мир познания, увлекает его, ибо в фольклоре художественно сохранен и увековечен огромный трудовой, практический, житейский опыт поколений.
Фольклор – та же литература со своими целями и задачами, но бытующая, функционирующая в устном виде. Фольклорный материал функционирует с письменной литературой, она у него перенимает мотивы и формы. Особенно, ввиду отсталости нашей письменной литературы, она многое берет из фольклора. Многие произведения наших писателей и литераторов написаны в форме народных песен.
Связь молодых, зарождающихся литератур с народным творчеством очевидна, и также верна мысль о том, что поэты и писатели используют формы народных песен. Откуда же начинающий писатель может черпать формы, если не обращаться к сложившемуся веками и утвержденному народным сознанием и духовной жизнью арсеналу форм и средств? Это естественный и закономерный процесс.
Фольклор является неотъемлемой частью и сердцевиной всех жанров музыкального искусства. Музыкальное искусство занимает значимое место в процветании и развитии народа, его культуры. В этом смысле фольклорная музыка, как основной показатель культуры, играет масштабную роль в ее развитии. Наряду с такими науками, как этнография, геология, история, языковедение и др., изучающие и, при этом, раскрывающие древние корни истории народа, профессиональный подход к научно-теоретическому анализу национальной музыки также может засвидетельствовать древний период истории народа .
В преемственности развития художественной культуры народа можно выделить несколько аспектов:
1) проблема самостоятельного, самобытного функционирования фольклора как эстетической системы,
2) зарождение на основе фольклора письменной профессиональной литературы,
3) эволюция художественного мышления от фольклорного к литературному,
4) использование, продолжение, развитие в литературе эстетики, поэтики фольклора, его изобразительных и выразительных средств.
Русский народный фольклор специфичен своей самобытностью и многообразием, яркими национальными культурными особенностями. сказки, былины, малые фольклорные жанры собирались на основе опыта жизни народа Руси постепенно. В простых и мудрых выражениях творчества народа аккумулированы мысли о правде, истинности, справедливости, о работе, об отношении к людям, о героизме и др.
Выделяют такие жанры русского народного фольклора, в которые представлены многогранные стороны бытия русского народа:
1) Трудовые песни. Они или сопровождали процесс работы (посев, вспашку поля, сенокос, сбор грибов и ягод), или имели вид выкриков, напевов, напутствий, веселых песен с простым ритмом. мелодия была незамысловатой. Это помогало настроиться на рабочий лад. Такие песни задавали ритм, объединяли народ, вместе помогали справляться с тяжелым и непосильным крестьянским трудом.
2) Обрядовые песни календаря, заговоры, которые исполнялись для привлечения удачи, повышения урожая, улучшения климатических условий, увеличения приплода скота
3) Свадебные песни. Это песни, которые исполнялись в день сватовства, или при прощании родителей с невестой, при передаче невесты жениху.
4) Устные произведения в прозе. Это былины, былички, легенды, предания, в которых рассказывалась история, эпос, в них участвовали русские воители, князья или цари. В этих же преданиях рассказывалось о необычных событиях.
5) Поэтический фольклор для детей (прибаутки, потешки, частушки, дразнилки, считалки, небылицы, колыбельные). Как правило, они исполнялись в краткой шуточной стихотворной форме, которая понятна ребенку.
6) Песенный или героический эпос (былины, песни исторического характера).
Героический эпос как жанр, то есть героическое повествование о прошлом, которое содержит в себе интегрированную картину народной жизни, отражает мир эпоса и его героев.
Героический эпос существует как в книжной, так и устной форме, при этом огромное количество книжных памятников эпоса имеют истоки фольклорные. Специфика формирования героического эпоса – именно фольклор. Часто, поэтому, героический эпос еще называют народным. Но такое отождествление не является правильным, поскольку книжные формы эпоса характеризуются своей стилистикой. А баллады могут считаться героическим эпосом с существенными оговорками .
В классических формах эпоса богатыри-вожди и воины – это отражение истории, а их противники части приравниваются к врагам, иноземцам. Также классическая форма эпоса воспевает исторические лица и события.
7) Художественные сказки (бытовые, про животных, волшебные) – это самый распространенный вид устного творчества, где народ рассказывал о вымышленных событиях и о персонажах в интересной форме, отражая свои представления о добром и злом, бедном и богатом, о природе.
8) Баллады, анекдоты, частушки, небылицы. Театральные представления драматического характера (вертепы, балаганы, скоморошеские выступления на ярмарках, народных гуляниях).
9) Малые фольклорные жанры, необрядовый фольклор.
Загадки – в них задаются вопросы с описанием предмета, живого существа или явления в форме образа.
Скороговорки и чистоговорки – специальные фразы с повторяющимися звуками или их комбинацией, для выработки дикции.
Пословицы – фразы меткого характера, характеризующие людей или явления.
Считалки – применялись для игр, для определения ведущего игрока.
Заклички – когда народ призывал прийти весну или лето, праздник. Заклички придумывались в рифмованной форме.
Потешки и пестушки, напевавшиеся в процессе игры матери или взрослого с маленькими детьми (например, «ладушки»).
Также к малым фольклорным жанрам относятся колыбельные песни, непосредственно игры и прибаутки.