Фрагмент для ознакомления
2
1) Определение жанра
Сказка
2) Основные жанровые признаки
Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. Сказка не претендует на достоверность своего повествования. Действие в ней часто переносится в неопределенное «тридевятое царство, тридесятое государство». Это подчеркивается и репликами самих сказочников, которые воспринимают сказку как вымысел, со всеми ее фантастическими образами: ковром-самолетом, шапкой-невидимкой, сапогами-скороходами, скатертью-самобранкой и т. д. Сказочник переносит слушателя в сказочный мир, который живет по своим законам. В сказках изображаются не только фантастические лица и предметы, но и реальные явления представлены в фантастическом освещении. В то же время в сказках постоянно присутствует морализирование, пропаганда добра, справедливости, правды.
3) Подробные методические рекомендации по изучению данного жанра в начальной школе
1) выяснение конкретного содержания сказки: выделение персонажей сказки, разграничение их ролей; определение места действия (обычный мир или иной), последовательности событий; определение характерных черт на основании поведения и поступка героя (персонажа); выяснение причин поведения; обсуждение взаимоотношений героев;
2) словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;
3) сравнение персонажей;
4) определение основной мысли сказки (что одобряется или осуждается в сказке);
5) определение личного отношения к персонажам сказки, событиям, высказывание оценочных суждений;
6) наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями, яркими изобразительными средствами);
7) чтение в лицах либо инсценирование эпизодов (какая-либо творческая работа).
Например, возьмем сказку «Царевна-лягушка». Учитель сначала читает в классе с выражением, обращает внимание на непонятные слова и выражения, так как многие слова, особенно устаревшие, дети не знают. Класс слушает с закрытыми книгами. Дома дети перечитывают сказку и готовятся ее рассказывать в классе. Но прежде, чем выслушать сказку от учащихся, учитель обращает внимание на ее язык. Идет беседа о том, что в сказке все такое, «что ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать». Все самое лучшее: луки-туги, лебедь-белая, столы-дубовые. Учитель объясняет смысл и значение постоянных эпитетов, дети пытаются отыскать их в тексте.
Это упражнение ставит перед учащимися вопрос о том, что сказку нужно передавать особым языком, именно так, как она сохранилась в народной среде. Можно составить план пересказа в помощь детям, написать его на доске. Каждый пункт плана рассказывается разными учениками.
Рассказ повторяется, исправляется. Попутно вводится понятие о синонимах сказки (ни вздумать, ни взгадать; приуныла, запечалилась).
После этого первого пересказа должен следовать анализ сказки. Дети из курса предыдущих лет уже знают, что сказки складывались трудовым народом и передавались из уст в уста. Учитель проверяет их представления о фольклоре и углубляет их. Но основная цель беседы - понимание данной конкретной сказки. В ней именно показано обычное для народного сознания соединение обиды, убожества, с умом и красотой. Лягушка – она же красавица, Василиса Премудрая. Таково же противоречивое состояние Ивана – царевича: над ним смеются, он унижен женитьбой на квакушке, но он же достигает и великого счастья. Почему народ сочувствует именно этим героям? А потому, что они