Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Измените (усложните) правила любой дидактической игры
Схема усложнения знаний о таком растении, как одуванчик.
В младшей группе дети учатся узнавать растение на картинках и в природе. Одуванчик обычно вызывает у детей сильные эмоции, и их первое побуждение — сорвать его. Нужно учить детей воздерживаться от этого: ведь сорвать цветок — значит погубить его!
В средней группе дети узнают, что одуванчик реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. Он — живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия.
В старшей группе дети узнают о назначении отдельных частей одуванчика — стебля, листьев, корней, цветков. Они могут наблюдать образование и распространение семян одуванчика.
Задание 2
Заполнить таблицу:
Возраст детей Вид труда Формы организации
Методы и приемы руководства совместной трудовой деятельности воспитателя и детей Методы трудового воспитания:
Метод создания эмоционально-положительной атмосферы
Прием:
- использование музыки;
- участие взрослых;
- обсуждение результатов
Метод наглядности
Прием:
- демонстрация наиболее сложных моментов в работе
Метод словесности
Прием:
- объяснение предстоящей деятельности;
- оценка деятельности
Метод практический
Прием:
- многократный показ;
- детальный показ действий.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Младший дошкольный возраст В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению. Поручения
Старший дошкольный возраст В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. Дежурства
Поручения
Коллективный труд
Задание 3
Разработайте педагогическую ситуацию субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми в сюжетно-ролевой игре.
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Например, мальчик любит играть в «шофера». Воспитатель предлагает ему: «Вася, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофер? А я – пассажир». Во время поездки развертывает ролевой диалог с «шофером», а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай мы как будто на красный свет поехали, и милиционер нас остановил. Я теперь буду милиционером». После выяснения обстоятельств с «милиционером» можно ввести третье событие, требующее появление еще одного персонажа: « Давай рядом с твоей машиной ехала еще одна - грузовик. Я теперь шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог ее починить!» и т.д.
Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета.
Играя с ребенком, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия.
Педагог не всегда располагает реальными возможностями часто играть с каждым ребенком, поэтому важно уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей – играть с небольшой подгруппой. Роли в игре сменяются аналогично при введении новых сюжетных ситуаций.
Вовлечение детей в игру осуществляется педагогом только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка, продолжение ее бессмысленно, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие. Воспитатель не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль, событие как равный партнер.
Приведем пример такой сюжетно-ролевой игры.
Игрушки у врача
Цель: учить детей уходу за больными, и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит о том, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
Задание 4
Представьте пакет диагностических методик (3-5) по изучению одного из пяти направлений развития ребенка (образовательных областей ФГОС дошкольного образования).
Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника.
1. Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)
Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.
Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребность, познавательный интерес.
Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т. п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.
2.Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок»(Н. В. Пророк).
Цель: Выявление направленности интересов детей.
Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребность, познавательный интерес.
Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Набор из 28 сюжетно-тематических картинок - 7 серий по четырем разнообразным сюжетам,относящимся к 4 видам деятельности: игровой, учебной, творческой, трудовой. Для мальчиков и девочек готовятся отдельные комплекты с персонажами соответствующего пола.
3. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)
Цель: Диагностика познавательных способностей.
Диагностические показатели: Познавательные действия.
Возрастной диапазон:
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунки и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных»в трех его частях: 1, 2 и 3
4. Методика "Что здесь лишнее?"
Цель: эта методика предназначена для детей исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Диагностические показатели: диагностика познавательных действий.
Возрастной диапазон: 4 – 5 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: в методике детям предлагается серия картинок,на которых представлены разные предметы:
5. Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)
Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Диагностические показатели: диагностика познавательных действий.
Возрастной диапазон: 3 – 4 года
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.
Задание 5
Разработать конспект одной из форм взаимодействия (консультация, собрания и т.д.) с родителями (тема и возраст на выбор) отразив тему, вопросы, список литературы, приемы активизации родителей.
Мной была выбрана следующая тема: «Значение дневного сна в жизни ребенка». Проведение дистанционной встречи с родителями с использованием персональных личных кабинетов родителей портала «Мерсибо» было проведено.
Цель: провести разъяснительную работу с родителями по важности дневного сна в жизни дошкольника.
Возраст детей: все возраста.
Конспект беседы.
Сон является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого, так и для ребенка. Однако для детей не менее важным считается дневной сон, присутствие которого существенно влияет на физическое и эмоциональное развитие.
Дневной сон новорожденных
Новорожденные дети практически всегда пребывают в состоянии сна. В первых месяцы жизни ребенок может бодрствовать всего лишь несколько часов в сутки, прерываясь только на еду и гигиенические процедуры (купание, переодевание и т.д.). Кроме того, новорожденный кроха даже способен сосать, пребывая в состоянии глубокого сна. Таким образом, дневные часы сна являются для новорожденного ребенка нормой и показателем хорошего самочувствия.
Дневной сон детей до трех лет
С каждым месяцем количество часов дневного сна у ребенка сокращается, уступая активным часам, посвященных познанию окружающего мира и играм. Тем не менее, детские психологи и педиатры
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа. –1999. - № 1. – С. 23-26.
2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития / Магнитогорск: МаГУ // http://nashaucheba.ru
3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе. – М.: Педагогический поиск, 1997.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). – М.: Просвещение, 1968, С.207-240.
5. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы // http://минобрнауки.рф
6. Кудрявцева Е.А. Некоторые вопросы социальной адаптации шестилеток к школе // Начальная школа. – 2002. – № 6. – С. 47-50.
7. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Народное образование. – 2002. - №1. – С.111-121.
8. Лусканова Н.Г., Коробейников И.А. Диагностика школьной дезадаптации. - М., 1993.
9. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы // http://base.garant.ru/70183566/.
10. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
11. Подходы к характеристике содержания и результатов работы ДОУ по подготовке воспитанников к обучению в школе: методическое пособие / под ред. С.Ф. Багаутдиновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 66 с.
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
13. Ращикулина Е.Н., Степанова Н.А. Подготовка педагогов к реализации принципа преемственности в период детства: учебно-методический комплекс. – 2-е изд., доп. и исправ. – Магнитогорск: МаГУ, 2014. 110 с.
14. Степанова Н.А. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов в аспекте преемственности в период детства // Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного и общего образования: Монография. – Уфа: Аэтерна, 2015. С. 18-31.
15. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] / В.И.Турченко. – Изд-во: ФЛИНТА, 2013 г., 256 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=13068. - ISBN 978-5-9765-0906-1
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // http://минобрнауки.рф