Фрагмент для ознакомления
1
1.Привести вопросы (проблемы), которые могут быть исследованы научными методами. Сформулировать гипотезу, которая может быть проверена. Описать ситуацию, в которой можно получить данные результаты. Описать процедуру сбора и сравнения данных исследования 3
Ответ 3
2.Сформулируйте вопросы для проведения беседы с родителями по одной из тем: «Особенности развития ребенка», «Воспитание ребенка в современных условиях», «Проблемы обучения и воспитания ребенка». Составьте логический план беседы с письменным обоснованием каждого вопроса плана. Определите способы вступления в беседу, сформулируйте вопросы, «поддерживающие» беседу. Определите способы регистрации беседы, способы обработки результатов. 5
Ответ 5
3.Составьте план анализа продукта деятельности ребенка для характеристики его личности. 7
Ответ 7
5. Составить план изложения темы (например, «Диагностика и профилактика трудновоспитуемости»): 13
a. на основе воспроизведения хода исследования; 13
b. на основе изложения результатов и анализа способов их получения; 13
c. на основе теоретического воссоздания предмета исследования. 13
Ответ 13
1. На основе воспроизведения хода исследования. 13
2.На основе изложения результатов и анализа способов их получения. 15
3. На основе теоретического воссоздания предмета исследования. 17
6. Выразить одну и ту же мысль (например, об источниках подростковой преступности или необходимости дифференцированного и индивидуализированного подхода к учащимся), используя разные стили изложения: научный, учебно–педагогический, популярный. 20
Ответ 20
Научный стиль. 20
Учебно-педагогический. 24
Популярный стиль 25
Фрагмент для ознакомления
2
Проблемное поле в рамках детской психологии и педагогики, которое может исследоваться различными научными методами, весьма широко. В принципе, в рамках научной методологии мы можем анализировать практи-чески любые аспекты развития ребенка и тех или иных педагогических под-ходов.
Ниже нами приведен конкретный план эмпирического психолого-педагогического исследования.
Тема исследования: «Представление детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи о своей семье»
Целью данного исследования является /выступает сравнительное пси-хологическое исследование представлений детей старшего дошкольного воз-раста с общим недоразвитием речи о своей семье.
Достижение цели предполагает решение следующих задач / реализует-ся посредством решения следующих задач:
1. Изучение современного состояния проблемы психологических представлений о семье у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе.
2. Планирование и проведение эмпирического исследования, адекват-ного поставленным задачам
3. Изучение особенностей представлений о своей семье детей с общим недоразвитием речи.
4. Изучение особенностей представлений о своей семье детей с нор-мальным речевым развитием
5. Анализ и обобщение полученных результатов, формирование вы-водов теоретического и эмпирического характера
Объект исследования: семейные представления старших дошкольни-ков Предмет исследования: особенности семейных представлений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: у детей дошкольного возраста с ОНР про-слеживается более конфликтный характер представлений о своей семье, чем у их ровесников с НРР.
Выборка исследования. В качестве испытуемых в рамках психодиа-гностического обследования выступали воспитанники подготовительных групп ДОУ комбинированного вида г. Санкт-Петербурга. В количестве 50 человек (25 человек – группа детей с ОНР в возрасте 6-7 лет, 25 человек – группа детей с нормальным речевым развитием), в возрасте 6-7 лет.
Методы исследования: В ходе эмпирического исследования нами бы-ли применены следующие психодиагностические методы и методики:
• Биографический метод – получение данных о раннем этапе раз-вития детей с помощью изучения анамнеза.
• Метод наблюдения – получение сведений об объекте и предмете исследования (Наблюдение какое? Может, следует уточнить?).
• Метод беседы – установление психологического контакта с об-следываемыми (обследуемыми) детьми, сбор дополнительных данных о ребенке.
Методики:
1. Методика Рене Жиля (адаптированный вариант), она предназначена для исследования сферы межличностных отношений ребенка с окружающи-ми людьми.
2.Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни. Авторы – аме-риканские психологи Е.С. Шефер и Р.К.Белл, в нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.
3. Тест тревожности для детей дошкольного возраста автор Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Тест предназначен для определения тревожности у де-тей в возрасте 3,5 – 7 лет с нормальным развитием и с психическими откло-нени
4. Тест «Рисунок семьи», который помогает выявить особенности внут-рисемейных отношений.
5. Методика определения готовности к школе, автор Л. А. Ясюкова.
Статистические инструменты:
1. U-критерий Манна-Уитни для выявления значимости различий по шкалам, измеренным количественно
2. Метод ранговой корреляции Спирмена
3. Программа статистической обработки данных в прикладных исследованиях для общественных наук SPSS Statistics.
2.Сформулируйте вопросы для проведения беседы с родите-лями по одной из тем: «Особенности развития ребенка», «Воспита-ние ребенка в современных условиях», «Проблемы обучения и воспитания ребенка». Составьте логический план беседы с пись-менным обоснованием каждого вопроса плана. Определите спосо-бы вступления в беседу, сформулируйте вопросы, «поддерживаю-щие» беседу. Определите способы регистрации беседы, способы обработки результатов.
Ответ
Ниже нами приведены вопросы беседы по вопросам, касающимся раз-вития, особенностей и коммуникации с ребенком в семье.
Цель беседы: установить общий стиль воспитания в семье, взаимо-отношений взрослого и ребёнка; ответить на вопрос: «Хорошо ли знает ро-дитель своего ребёнка?». Также затрагивается следующее проблемное поле: определить, как оценивает родитель характер своего ребенка, с какой пози-ции (оптимистической, негативной, нейтральной) подходит к оценке его ка-честв, поведения, деятельности, какие трудности испытывает в воспитании.
Здравствуйте. Мы собрались для того, чтобы познакомиться и узнать некоторые особенности характера вашего ребенка и то, как проходит обще-ние с ним.
1. Мальчик или девочка?
2. Любимое блюдо ребёнка?
3. Любимая сказка?
4. Цвет глаз ребёнка?
5. Каковы волосы ребенка на ощупь?
6. Как часто Вы гладите ребенка по голове?
7. Как обычно засыпает ребенок?
а) «Сижу рядом с ним на кровати».
б) «Засыпает под мою сказку».
в) «Засыпает под общую беседу».
г) «Засыпает под мое пение».
д) «Засыпает самостоятельно».
е) «Мне некогда укладывать спать, да и не хочется».
8. Обращается ли с просьбой Ваш ребенок, чтобы Вы перед сном посидели с ним?
9. Есть ли у ребенка вредные привычки, в каком возрасте они воз-никли (сосет пальцы, грызет ногти и др.)?
10. Знаете ли Вы, каков Ваш ребенок в общении с товарищами? (Да, нет.)
11. Стремитесь ли Вы наблюдать за своим ребенком во время его общения с товарищами, делая это незаметно? (Да; нет; зачем мне это нужно?)
Данные вопросы направлены на коммуникативный контекст взаимо-действия в системе ребенок-родители, на степень близости и знания роди-телями ребенка, в частности, его круга обдщения.
1. Какие положительные качества личности особенно ярко прояв-ляются у Вашего ребенка?
2. Воспитание каких качеств у ребенка вызывает у Вас трудности и почему?
3. Направляете ли Вы особые усилия на преодоление недостатков Вашего ребенка? Каких именно?
4. Указываете ли Вы сыну (дочери) на недостатки? Каким образом?
5. Что помогает Вам в воспитании: педагогическая литература, классные родительские собрания, индивидуальные беседы с психологом и педагогами, телевидение, кино, художественная литература, радиопередача «Взрослым о детях», советы близких, знакомых?
6. Какие способности Вы замечаете у сына (дочери)?
7. Какая помощь необходима Вам в воспитании детей?