Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования подчеркивается следующим. В со-временных условиях центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается, нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применение высокопроизводительной техники и технологии.
На предприятии добиваются снижения до минимума издержек про-изводства, разрабатываются бизнес-планы. Все это требует глубоких эко-номических знаний. В условиях рыночной экономики выживает лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требо-вания рынка, создаст и организует производство продукции, пользующей-ся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных ра-ботников.
Бизнес-план включает разработку цели и задач, которые ставятся пе-ред предприятием на ближайшую и далью перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных слабых сторон производства, анализ рын-ка, информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции. Бизнес-план поможет предупредить и достойно встретить многие неизбежные пробле-мы в развитии бизнеса.
Объект исследования – бизнес-планы компаний.
Предмет исследования – формирование разделов бизнес-плана.
Цель работы – представить этапы разработки и основные разделы бизнес-плана.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие бизнес-плана и основные этапы его разработ-ки;
- представить основные разделы бизнес-плана.
1. ПОНЯТИЕ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Бизнес планирование представляет собой процесс, который осу-ществляется при образовании нового направления деятельности компании, а вместе с тем при установлении самой начальной стратегии или при необ-ходимости внесения важнейших корректировок в деятельность компании [8, c.55].
Бизнес планирование является процессом, который требует осу-ществления предварительного анализа многопрофильного уровня произ-водственной и экономической деятельности компании.
При образовании целого пакета материалов по бизнес-планированию необходимым является принимать во внимание уровень конкурентоспособности компании, ее долю в установлении рыночной ем-кости, страховании рисков и т.п. В бизнес-планирование включаются тако-го рода этапы, как: осуществление выбора и обоснования вида деятельно-сти, определение самых реальных проектов по ее осуществлению, эконо-мическая оценка возможных затрат и результатов, разработка бизнес-плана детализированного характера, обеспечение исполнения мероприя-тий запланированного характера, корректировка показателей плана и вне-сение уточнений фактического уровня эффективности использования дан-ного бизнес - проекта.
В процессе бизнес-планирования могут участвовать две самые заин-тересованные стороны: непосредственные разработчики бизнес-плана и инвестор, который хочет иметь представление об эффективности вложений собственных средств.
Бизнес планирование является процессом разработки бизнес-плана, где происходит осуществление планирования бизнеса от образования са-мой идеи до непосредственной ее реализации.
Бизнес-план представляет собой программный документ целевого характера, который представляет собой систему расчетов, обоснований технико-экономического характера, совокупность показателей экономики, описание мер и действий, которые посвящены реализации важнейшей цели ведения предпринимательской деятельности – получения максимальной суммы прибыли от нее [6, с.16].
Следовательно, бизнес-план является моделью деятельности компа-нии, которой используются все элементы планирования традиционного характера применимо к категориям рыночной экономики – бизнесу, усло-виях конкурентной борьбы, деятельности служб маркетинга, уровню ком-мерческого риска, стратегии достижения уровня безубыточности и необ-ходимого уровня прибыльности.
Из практической деятельности обычно выделяется пять этапов раз-работки бизнес-плана.
На 1-м этапе подготовки бизнес-плана определяют миссию (иначе - философию, видение компании) – то есть краткого характера представле-ние хозяйственной единицы, ее важнейших целей, ее предназначения, сфе-ры ее функционирования, поведенческих норм и роли в решении социаль-ного характера задач жизни страны и всего общества.
2-ым этапом является установление целей разработки бизнес-плана данного вида предпринимательской деятельности. Цель является будущее желаемое положение компании, мотив или побудитель ее поведения и дей-ствий ее персонала.
В системе предпринимательской деятельности целью выполняется 5 основных функций [4, с.22]:
- функция инициативы – то есть сопоставления имеющегося и желае-мого состояния компании, мотива ее действий;
- функция критерия принятия решений – то есть оценки информаци-онных источников и выбора альтернатив, а вместе с тем и важных приори-тетов в ведении предпринимательской деятельности;
- функция инструмента управления – то есть руководящего требова-ния к разного рода действиям, установления важнейших направлений биз-неса;
- функция координации – то есть обеспечения отношений бескон-фликтного характера лиц, которые принимают решение, согласования ра-бот подразделений компании специализированного характера;
- функция контроля – то есть сопоставления оперативного положения показателей финансово-хозяйственной деятельности компании с их уров-нем, который является целевым.
На 3-м этапе после установления миссии, целей, стратегии компании, происходит установление общей структуры самого ее бизнес-плана. На размер и структуру бизнес-плана компании оказывают влияние ее разме-ры и намеченные задачи. Для некрупных компаний обычно составляется план несколько более простой структуры – из двух основных частей: крат-кого представления проекта и главной части, которая содержит более по-дробного характера расчеты и важнейшие обоснования. Такого рода структура бизнес-плана вызвана тем, что резюме зачастую адресуют внешнему потребителю, к какому предприниматель обращается с новым предложением по поводу партнерского участия или с просьбой по поводу кредитов [9, с.154].
На 4-м этапе бизнес-планирования собирают информационные све-дения, которые нужны для осуществления разработки каждого отдельно взятого раздела плана. Они являются важной и достаточно трудоемкой ча-стью всей плановой работы. В качестве источников информационных све-дений могут выступать специализированного характера отраслевые спра-вочники, нормативы разного рода проектных фирм, материалы органов статистики, специального характера исследований, знания специалистов высокой квалификации, консультантов, а вместе с тем персонала компании, которые достаточно хорошо знают ее внутреннюю среду и собственное дело.
5-м этапом планирования является непосредственно разработка от-дельно взятых разделов и процедура оформления всего бизнес-плана в форме одного документа.
2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА
В структуре бизнес-плана обычно выделяют такого рода разделы [6, с.17]:
1. Обзорный раздел (иначе - резюме).
2. Краткие сведения о компании.
3. Характеристика проектируемого продукта или вида услуг.
4. Оценка рынков сбыта.
5. Оценка конкурентной среды.
6. План маркетинга.
7. План производства.
8. Организационный план.
9. Юридический план.
10. Оценка уровня риска и страхование.
11. Финансовый план.
12. Стратегия финансового обеспечения.
Представленная структура не является застывшей и обязательной. Она может быть изменена согласно конкретным целям, задачам и объектам бизнеса.
Не является стандартным и содержание разделов. В каждом кон-кретном случае оно может быть дополнено или уточнено согласно услови-ям, в которых действует данная компания.
Содержание разделов ориентировочного характера может быть кон-кретизировано так.
1. Обзорный раздел (резюме).
В данном разделе указывают назначение бизнес-плана для:
- потенциальных инвесторов или кредиторов;
- возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей;
- самого бизнесмена (в качестве средства самоорганизации);
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (по состоянию на 2017 год).
2. Гражданский кодекс РФ. Части 1-4 по состоянию на 15.07.2017 г.
3. Костылева Л.В. Бизнес-планирование [Текст]: Курс лекций. - Вологда: ВГУ, 2017. - 80с.
4. Степанов А.А. Бизнес-планирование [Текст]: Учебник и практи-кум / А.А. Степанов, Е.В. Купцова. - М.: Юрайт, 2017. - 392с.
5. Алиева М.С. Бизнес-план как элемент стратегического плани-рования [Текст] / М.С. Алиева, М.К. Ильясова // Инструменты современ-ной научной деятельности: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. - С.5-7.
6. Бадертдинова В.А. Сущность и специфика бизнес-планирования на предприятии [Текст] / В.А. Бадертдинова // Совершен-ствование методологии познания в целях развития науки: сборник статей международной научно-практической конференции. - 2017. - С.16-18.
7. Богданова И.О. Бизнес-планирование как способ выхода пред-приятия из состояния кризиса [Текст] / И.О. Богданова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2017. - №2-1. - С.80-84.
8. Гаджимуратова Л.А. Важность бизнес-планирования для со-здания своего дела [Текст] / Л.А. Гаджимуратова // Инновации, техноло-гии, наука: сборник статей международной научно-практической конфе-ренции. - 2017. - С.55-57.
9. Гунько А.Ю. Бизнес-планирование как инструмент эффектив-ной деятельности предпринимательства [Текст] / А.Ю. Гунькова // Иннова-ционные научные исследования: теория, методология, практика: материа-лы Международной (заочной) научно-практической конференции. - 2017. - С.153-157.
10. Каруна С.Н. Бизнес-план как инструмент привлечения инвести-ций [Текст] / С.Н. Каруна // Инновационная экономика: перспективы раз-вития и совершенствования. - 2016. - №1. - С.95-99.