Фрагмент для ознакомления
2
Модели порождения речи (таблица)
Модель Особенностей
Стохастическая модель Осуществляется параллельно на нескольких уровнях
Модель непосред-ственно составляющих Речь строится на основе «ядерных предложе-ний», состоящих из «базовых» элементов
Модели порожде-ния речи на основе трансформационной грамматики Предложение имеет поверхностную и глубин-ную структуры. У одних предложений структуры могут совпадать, у других быть разными.
Когнитивные мо-дели речепорождения.
В основе речи лежит система простейших се-мантических пар.
Модель механиз-ма порождения речево-го высказывания по
А. А. Леонтьеву
Процесс порождения речи включает в себя пять последовательных, взаимосвязанных этапов:
• мотив, речевое намерение;
• замысел;
• внутреннее программирование;
• лексико-грамматическое развертывание высказывание;
• реализация во внешней речи.
Модель порожде-ния речи И. А. Зимней Три уровня порождения речи:
• мотивационно-побуждающий;
• формирующий;
• реализующий.
Психолингвистика детской речи
Освоение речи ребенком
Особенность речи как явления в том, что она присуща только одно-му виду на планете – человеку. Ее освоение – это очень важный этап в жизни ребенка.
Детская речь представляет собой интереснейший объект для исследо-вания. Так, психолингвист А.А. Леонтьев сформировал психологическую концепцию речевого онтогенеза.
Согласно Леонтьеву, процесс формирования речи и усвоения систе-мы родного языка в онтогенезе представляет собой ряд последовательных стадий:
1. Подготовительный (до 1 года)
2. Преддошкольный (1-3 лет)
3. Дошкольный (3-7 лет)
4. Школьный (7-17 лет)
Первый период формирования речи (до 3 лет) охватывает первые три года жизни ребенка и, в свою очередь, делится на три этапа:
1. Доречевой этап (лепетание и гуление заменяет ребенку речь до года).
2. Этап первичного освоения языка или дограматический этап (до 2 лет).
3. Этап усвоения грамматики (третий год жизни).
Являясь средством осуществления речевой деятельности, язык пред-ставляет собой систему специальных знаков и правил их сочетания. Поми-мо внутреннего содержания знаки языка имеют и внешнюю форму – зву-ковую и письменную. Именно со звуковой формы, ребенок начинает осво-ение родного языка.
Закономерности формирования фонетической стороны речи пред-ставляли интерес для многих исследователей (Например: P.M. Боскис, А.Н. Гвоздева, Г.А. Каше, Ф.А Pay, Е.М. Верещагина, Д. Слобина). Получен-ные в ходе их исследований данные были обобщены и проанализированы в работах отечественных таких психолингвистов, как АА. Леонтьев, A.M. Шахнарович, В.М. Белянин и многих других.
Ребенок овладевает родным языком путем добывания его из речи, постоянно анализируя и систематизируя языковые факты. Владение язы-ком – это усвоение совокупности языковых единиц (звуков, морфем, слов, предложений) и освоение правил их создания и использования в речи. У ребенка этот процесс проходит неосознанно (и это делает его проще, в от-личие от освоения вторым языком во взрослом возрасте).
Развитие речи ребенка – это многообразный и достаточно длитель-ный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни группы языковых знаков усваиваются раньше, другие – значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие – освоены лишь частично.
При этом усвоение фонетического строя речи тесно связано с общим поступательным формированием лексического и грамматического строя родного языка. В целом же онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, с другой – процесса развития предметной и познава-тельной деятельности.
Критический период для освоения речи
Критический период – это возрастной период, на протяжение кото-рого речь осваивается ребенком как бы «без усилий», бессознательно. За его пределами ребенок, не имевший речевого опыта ранее, становится не-способным к освоению языка. Можно вспомнить о реальных детях – «Маугли», которые выжили и выросли среди животных. Их уже крайне сложно обучить человеческой речи.
Выделяют три критических периода:
1. Первый период (от года до 2 лет). У ребенка начинают форми-роваться предпосылки речи, речевое развитие, складываются основы ком-муникативного поведения. Потребность в общении становится движущей силой. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корко-вых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом которо-го считается возраст ребенка 14--18 месяцев. Любые, даже как будто не-значительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.
2. Второй период (три года). Связная речь интенсивно развивает-ся, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (ре-чедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нерв-ной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к из-менению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заика-ние, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от рече-вого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требо-вания взрослых.
3. Третий период (6-7 лет). В этом возрасте дети обычно начина-ют ходить в школу, где у них начинают развивать письменную речь. Нагрузка на центральную нервную систему возрастает. Взрослым важно контролировать этот процесс, иначе может произойти «перегрузка», кото-рая приведет к нервному срыву у ребенка.
Психологическая периодизация речевого развития включает соци-альный фон этого процесса, но существует ещё лингвистические периоди-зации, которые в меньшей степени связаны с социальной жизнью, но кон-кретизируют вхождение в речевую деятельность всё новых средств и структур языка, других знаковых систем.
Можно сделать вывод, что ребенок начинает очень рано осваивать свой речевой аппарат и изучать с его помощью окружающий мир. Поэто-му, для нормального развития, ему постоянно необходимо общение.
Доречевой этап
Когда ребенок рождается, он сразу проявляет рефлекторные голосо-вые реакции – крик и плач. К другим голосовым реакциям относятся:
• кашель;
• чихание;
• зевота;
• звуки сосания.
В конце первого месяца жизни ребенок издает отдельные гортанные звуки, средние между «а» и «э». А на втором месяце ребенок начинает из-давать неразборчивые звуки («гукание» и др.) в ответ на внимание взрос-лого. В конце второго месяца жизни ребенка появляются дифференциация крика в зависимости от вызывающей его причины, интонации гнева и про-теста.
В первые три месяца жизни закладываются основы «протоязыка»:
• жесты;
• мимика;
• неречевые звуки;
• манипуляции.
Такие невербальные протознаки являются основой речевой деятель-ности ребенка в первые два года его жизни. Протоязык является базисом для формирования речи.