Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В понимании явлений “языковая картина мира” и “ценностная картина мира” немаловажную роль играет понятие “стереотип”. У каждого народа, у каждой нации свое представление об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. В обществе формируются определенные стереотипы - как относительно самих себя, относительно поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, также и относительно представителей другого языкового и культурного пространства.
Стереотипы позволяют человеку получить представление о мире в целом и выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического мира. Причиной формирования стереотипов обычно является незнание национально-культурных особенностей, определяющих поведение представителей того или иного общества, ограниченный кругозор и т. д. Стереотипы содержат определенные ожидания от моделей поведения представителей других культур. Однако следует отметить, что формирование стереотипов отчасти подтверждается реальными фактами. Тем не менее стереотипы обычно не связаны ни с национальным характером, ни с ни представлением народа о себе.
Актуальность исследования определяется тем, что стереотипы характерны для сознания представителя культуры, без них диалог культур практически невозможен, так как и отдельно взятая культура, и человеческая культура в целом буквально пронизаны стереотипами как адекватными средствами воплощения культурной информации.
Целью исследования является изучение культурных стереотипов. Для достижения поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать понятие культурный стереотип;
2) исследовать его основные характеристики и свойства.
Понятие «Культурный стереотип»
В настоящее время нет единого мнения о содержании понятия «Культурный стереотип». Термин «стереотип» можно найти в разных контекстах, где он объясняется неоднозначно. Под стереотипом обычно понимают относительно устойчивое упрощенное изображение социального объекта, группы, человека, события, явления и т. д., возникающее в результате обобщения личного опыта индивида и зачастую предвзятых представлений, принятых в обществе.
Кроме того, стереотипы часто отождествляются с традициями, обычаями, мифами и ритуалами. Несмотря на безусловное сходство стереотипов с традициями и обычаями, следует отметить, что стереотипы сильно отличаются от них по своей психологической основе. Функциональное поле стереотипов лежит в основном в области психических структур, в то время как культурные традиции, обычаи и мифы являются объективированными результатами их формирования, закрепляемого рационализированными (идеологическими, политическими, концептуальными) или иррационализированными (художественно-поэтическими, мистически - религиозными) способами и средствами, в которых заинтересованно (либо не заинтересованно) общество [8].
В Кратком словаре когнитивных терминов находим следующее определение: «Стереотип - это стандартное мнение о социальных группах или об отдельных лицах как представителях этих групп. Стереотип обладает логической формой суждения в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающего отдельному классу лиц определенные свойства или установки, или, наоборот, отказывающего им в этих свойствах или установках. Выражается в виде предложения типа: итальянцы музыкальны, южане вспыльчивы, профессора рассеяны и т.д.» [4].
В большой психологической энциклопедии стереотип определяется как «нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно. Характерная черта стереотипа — высокая устойчивость» [1].
Известно, что в парадигме современной науки выделено два канала передачи информации для всех систем живой природы:
• первый канал - генетический - связывает современное человечество как единый биологический вид с остальным животным миром. Механизм передачи информации - это наследовенность и изменчивость. Сформированные на этой основе динамические стереотипы служат естественным биологическим фактором адаптации животных и человека к среде обитания, эффективным средством условно-рефлекторного поведения.
• второй канал - культурный или культурно-генетический - уникален для человека. В основе лежит так называемая (по И.П.Павлову) вторая сигнальная система - язык, речь, речевое мышление, которое связывает язык и речь в неразрывную и непрерывную диалектическую единицу (дихотомию).