Фрагмент для ознакомления
2
Тренинг направлен на студентов-первокурсников. Помогает им познакомиться поближе, узнать друг друга лучше и быстрее адаптироваться в новом коллективе. Тренинг рассчитан на 1,5 часа, который включает в себя упражнения на знакомство, сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия, рефлексию. После каждого выполненного упражнения участники должны давать обратную связь, отражение чувств, эмоций во время выполнения заданий. Предполагается, что студенты уже предварительно общались непродолжительное время, это их не первая встреча. В самом начале занятия совместно с первокурсниками обговариваются правила работы в группе (продолжительность 5 минут от общего времени занятия).
Основные задачи для ведущего:
формирование благоприятного психологического климата в группе;
нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
развитие умения работать в команде;
сплочение группы.
2. Целью данного тренинга является объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу.
Задачи:
построение эффективного командного взаимодействия;
формирование благоприятного психологического климата в группе;
нахождение сходства у участников группы для улучшения взаимодействия между ними.
3. Правила работы в группе (5 минут):
Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведёт себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определённая открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного самораскрытия в группе сотрудников предприятия, которым предстоит продолжать работать вместе. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищённым и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.
Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.
Правило конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
4. Приветствие и знакомство.
Упражнение 1.«Визитка» (20 минут).
Цель: самопрезентация участников тренинга.
Ход упражнения: Каждый участник на половинке листа из тетради пишет:
по центру - свое имя;
в верхнем левом углу - любимое блюдо (животное, цветок и т.д.);
в нижнем левом углу - любимый композитор (группа);
в верхнем правом углу - цель жизни (занятие в свободное время);
в нижнем правом углу – любимый фильм (предмет в школе).
Когда каждый закончит делать визитку, все по отдельности презентуют себя.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, А.Р. Психология тренинга: исследование субъективных и
объективных компонентов эффективности : монография / А.Р. Акимова. - 2-е
изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2018. – 119 с.
2. Волков, В.Б. Тренинг социальной активности / В.Б. Волков. – Спб. :
Речь, 2019. – 192 с.
3. Кононович, К. Игры в тренинге для ума и тела / Кононович К. – СПб. : Речь, 2019. – 126 с.
4. Косаревская Т.Е. Психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу. Методические рекомендации / Т.Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2016. 42 – с.
5. Ментс, М. Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. – СПб. : Питер, 2018. – 208 с.
6. Платонова, Н.М. Инновации в социальной работе: учеб. Пособие / н.м. Платонова. – М. : Издательский центр «Академия», 2019. – 256 с.
Электронные ресурсы:
7. Психологические упражнения для тренингов [Электронный ресурс] / Психологический портал тренинговых упражнений – Режим доступа: http://trepsy.net – Дата доступа: 20.04.2021.
8. Институт тренинга [Электронный ресурс] / Институт тренинга – Режим доступа: http://www.socialworkpodcast.com – Дата доступа: 20.04.2021.