Фрагмент для ознакомления
2
В самом широком смысле сегодня под фасилитацией (от англ. «facilitate» – облегчать, помогать) понимают облегчение взаимодействия внутри группы. Это специальная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных перед ней целей. Как правило, фасилитация приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Фасилитацию можно описать со стороны процесса и со стороны результата. Например: «с точки зрения процесса это разработка, а также управление групповой структурой и процессами, которые помогают группе эффективно выполнять свою работу, минимизируя общие проблемы, с которыми сталкиваются люди, работая вместе.… С точки зрения результата, это помощь группе в том, чтобы стать лучше, а именно: повысить качество решений; повысить ответственность в отношении принимаемых решений; значительно сократить время реализации решений…» (Болотова, Мартынова, 2013, С. 145-146; Hogan, 2013; Heron, 1999).
В наше время «мозговой штурм » применяется уже практически во всех учреждениях и предприятиях, где люди не могут найти общие продуктивные пути решения. Данный метод также широко стали использовать в школах и институтах для принятия важных групповых решений.
Успех фасилитации обуславливается тщательной предварительной подготовкой, планированием и конструктивным подходом во время проведения обсуждения. На этапе подготовки группового корпоративного мероприятия проясняются цели и формы итогового результата, а заканчиваются- выбором техник фасилитации, которые наиболее походят для для обеспечения процесса групповой работы и достижения результатов встречи.
Простые и практичные инструменты фасилитации, разработанные с учётом современных представлений о человеческом восприятии и работе мозга, помогают преодолеть все возможные проблемы групповых обсуждений и принять лучшие решения, на которые только способны сотрудники — участники встречи. Параллельно с распространением популярности этих инструментов на наш рынок начали приходить и выверенные отработанные до мелочей методики фасилитации, отличающиеся функционалом и своими методами пробуждения креативности участников, такие как техника Pinpoint, работа с модерационными картами, World Cafe, Оpen Space, динамическая фасилитация. В рамках этих методик используются эффективные способы генерации решений — mind-mapping, силовое поле, техника бессловесного официанта, рейтингование, причинно-следственные диаграммы, классический мозговой штурм. Активно включаются в программу групповой работы модели и методы из теории и практики управления: SWOT- анализ, матрица BCG, матрица последствий и другие. Для успеха групповой сессии важно, чтобы фасилитатор мог гибко использовать различные техники и креативно их адаптировать под ситуацию.
Правильно организованная работа фасилитатора имеют ряд преимуществ:
Скорость. За небольшой промежуток времени, есть возможность сделатьт больше, для этого нужно:
• Обратить внимание на главные вопросы.
• Понимать друг друга .
• В процессе принимают участие все участники, идет «мозговой штурм»
• Организована продуктивная работа всех членов команды
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бенс И. Фасилитация для консультантов / И. Бенс. – Москва: IMPER Group, 2018. – 255 с.
2. Грахова С. И. Фасилитационное сопровождение краеведческих исследований в школьной практике / С. И. Грахова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып. 60. – Ч. 2. – С. 107-110.
3. Грахова С. И. Фасилитация открытой дискуссии на уроках в средней школе / С. И. Грахова, И. И. Насонова // Филологические науки. Вопрсы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2017. – № 11(77): в 3-х ч. – Ч. 2. – C. 191-194.
4. Дудорова Л.Ю., статья «Фасилитация корпоративных мероприятий» в журнале «Корпоративная культура» 05/ 2009
5. Журнал "Корпоративная культура" №5, 2009 год
6. Журнал практического психолога № 2, 2017
7. Кейнер С. Руководство фасилитатора: как привести группу к принятию совместного решения / С. Кейнер. – М.: Изд-во Дмитрия Лазарева, 2017. – 344 с.
8. Роджерс К. Межличностные отношения в фасилитации учения [Электронный ресурс] / К. Роджерс // Технология альтруизма
9. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности / Дж. Уитмор. – М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. – 168 с.
10. Эдмюллер А., Вильгельм Т., «Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров», Омега-Л, Москва, 2007 г.
Интернет источники:
1. https://samopoznanie.ru/articles/fasilitation_of_corporative/
2. http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/2/4
3. https://www.b17.ru/article/36127/