Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.
Цель: содействие в создании социальной ситуации развития соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Содействие личностному и индивидуальному развитию детей.
2. Содействие гармонизации социально-психологического климата.
3. Психологическое обеспечение образование программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям детей.
4. Выявление основных психологических проблем, определение причин и средств их разрешения.
5. Профилактика и преодоление отклонений в развитии детей.
6. Содействие по внедрению в практику образования, достижение психологической науки. [1]
В психологической литературе описываются уровни психологической культуры отдельного человека, сообщества. Б. С. Гершунский, исследуя философские проблемы менталитета в образовании, предлагает следующее структурное и содержательное соотношение понятий "культура" и "компетентность": первый уровень – грамотность, где представлены предметные знания; компетентность – умения применять знания, культура – ценностно-смысловой уровень образования. Аналогично можно представить иерархию феноменов психологической культуры в динамике ее развития. Психологическая грамотность – знания о психологических феноменах и закономерностях субъективной психологической реальности человека, обеспечивающие адекватное поведение и взаимодействие; следующий уровень – психологическая компетентность – интегральная характеристика личности, проявляющаяся в способности эффективно использовать психологические знания при решении жизненных задач; и, наконец, уровень психологической культуры – ценностно-смысловой уровень жизнедеятельности.
Психологическое просвещение, как вид работы психолога образования: цели, задачи, содержание
Феномен компетентности в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как включающий в себя несколько структурных компонентов:
• – готовность к проявлению этого свойства в деятельности, поведении человека;
• – знание средств, способов, программ выполнения действий, решения типичных и творческих задач, осуществления правил и норм поведения;
• – опыт реализации знаний, т.е. умения, навыки;
• – ценностно-смысловое отношение к содержанию деятельности, ее личностная значимость;
• – эмоционально-волевая регуляция деятельности.
При определении компетентности как цели обучения рекомендуется исходить из модели: компетентен – значит: хочу (мотивационная готовность), знаю как (знания), умею (умения, навык, опыт), могу оценить верность решения, творчески изменить способ действия в соответствии с ситуацией (блок личностных качеств). [1]
Различие между грамотностью и компетентностью – в разном уровне успешности поведения. Знания без ресурсов опыта эффективности, личностных качеств остаются только на уровне осознания, не влияют на деятельность субъекта. Такие же уровни генезиса психологической культуры выделены в исследованиях В. В. Семикина. Основным критерием психологической компетентности В. В. Семикин предлагает считать эффективность и успешность социального взаимодействия.
Рис.1. Иерархия уровней психологической культуры
Педагогическая психология — это применение психологической теории, исследований и методов для поддержки детей, молодежи, их семей и школ с целью повышения эмоционального и социального благополучия молодых людей. Психологи-педагоги также помогают людям с трудностями в обучении полностью раскрыть свой потенциал с помощью оценки, мониторинга и оценки. [1]
Педагогические психологи работают с детьми и молодыми людьми, обычно в возрасте от 0 до 19 лет, испытывающими трудности. Например, для содействия обучению, развития эмоциональных, социальных и поведенческих навыков и поддержки психологического развития. Они работают в основном в консультации с родителями, учителями, социальными работниками, врачами, работниками образования и другими людьми, занимающимися образованием и заботой о детях и молодежи.
Сегодняшняя образовательная система очень сложна. Не существует единого подхода к обучению, подходящего для всех.
Вот почему психологи, работающие в сфере образования, сосредоточены на выявлении и изучении методов обучения, чтобы лучше понять, как люди усваивают и запоминают новую информацию.
Педагогические психологи применяют теории человеческого развития, чтобы понять индивидуальное обучение и информировать учебный процесс. Хотя взаимодействие с учителями и учениками в школе является важной частью их работы, это не единственный аспект работы.
Обучение — это занятие на всю жизнь. Люди не только учатся в школе, они учатся на работе, в социальных ситуациях и даже выполняют простые задачи, такие как работа по дому или выполнение поручений. Психологи, работающие в этой подполе, исследуют, как люди учатся в различных условиях, чтобы определить подходы и стратегии, которые сделают обучение более эффективным.
Психологи, работающие в сфере образования, изучают социальные, эмоциональные и когнитивные процессы, связанные с обучением, и применяют свои выводы для улучшения процесса обучения. Некоторые специализируются на образовательном развитии определенной группы людей, таких как дети, подростки или взрослые, в то время как другие сосредотачиваются на конкретных проблемах обучения, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или дислексия.
Независимо от того, какое население они изучают, этих специалистов интересуют методы обучения, учебный процесс и различные результаты обучения. [2]
Насколько время суток, когда вводится новая информация, влияет на то, сохраняет ли человек эту информацию? Какое отношение имеет культура к тому, как мы обрабатываем новые идеи? Как возраст влияет на нашу способность развивать новые навыки, например, язык? Чем очное обучение отличается от дистанционного обучения с использованием технологий? Как выбор медиа-платформы влияет на обучение?
Это все вопросы, которые педагогические психологи задают и отвечают в таких разнообразных условиях, как государственные исследовательские центры, школы, общественные организации и учебные центры.
Психология играет важную роль в том, что мы делаем изо дня в день, и это особенно верно для студентов. То, как мы изучаем и используем информацию, напрямую зависит от психологии, знаем мы об этом или нет. [2]
Образовательная психология — это изучение того, как люди учатся в образовательной среде, эффективности образовательных вмешательств, психологии обучения и социальной психологии школ как организаций. Он касается того, как учащиеся учатся и развиваются, часто уделяя особое внимание подгруппам, таким как одаренные дети и дети с особыми ограниченными возможностями. Понимание различных теорий обучения, а также вашего личного стиля обучения может помочь вам лучше понять информацию и развить положительные учебные привычки.
К основным формам психологического просвещения можно отнести:
• Индивидуальные (беседа),
• групповые (тематический урок, родительское собрание)
К средствам психологического просвещения относятся:
• вербальные (беседа, лекция, выступление по радио, на телевидении),
• публицистика (печатные и электронные СМИ),
• наглядные (плакат, буклет, памятка),
• интерактивные и т. п.
• безграничные возможности для психологического просвещения предоставляет сеть Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.). [3]