Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире насчитывается около 200 конституций различных государств, 300 основных законов (конституций, уставов) субъектов федераций (в Бразилии, Германии, России, США и т. д.), В некоторых случаях конституции принимаются в автономных образованиях (для, например, Конституция 1998 года Автономной Республики Крым).
Не все основные действующие законы сейчас являются современными с точки зрения отражения реальных тенденций в социальном развитии. В Конституции КНДР 972 года изложены цели строительства коммунизма, Конституцию Саудовской Аравии (1992 год), Султаната Оман (1996 год), Объединенных Арабских Эмиратов (1996 год) пронизывают идеи халифата. Такие основные законы сложно назвать современными, несмотря на то, что они действуют в наше время. С другой стороны, многие конституции (в том числе Российской Федерации) декларируют положения о демократическом, социальном, правовом государстве, социальной солидарности общества и социальной справедливости. В соответствии с поставленными целями в конституциях формулируются различные приоритеты для развития государства, общества, различных ассоциаций (коллективов), людей. В научной литературе такие приоритеты иногда выражаются в идеях открытого, коллективистского общества, трудового государства, свободной, всесторонне развитой («модернизированной») личности.
Цель этой работы - изучить особенности недемократической конституционной модели тоталитарного социализма.
ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ И КОНЦЕПЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ, ОСНОВНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ МОДЕЛИ
Термин «конституция» относится ко временам Древнего Рима. Так назывался один из видов правовых актов императоров. Эти акты почти ни в чем не соответствовали современным конституциям, за исключением того, что в некоторых случаях они частично затрагивали вопросы собственности и государственных органов, которые теперь регулируются этими конституциями.
В средние века не было никаких конституций в современном понимании этого слова. В Европе были приняты документы, иногда называемые конституциями (например, документы об организации религиозных орденов, городских республик), а также правовые акты, содержащие положения, которые считаются конституционными в настоящее время. Среди них были, например, Великая хартия вольностей 1215 года в Англии, которая до сих пор считается частью британской конституции, «Золотой бык» 1222 г. в Венгрии, Постановление Великого Марша 1357 г. во Франции и другие. Эти законы не назывались конституционными, и их содержание было далеким от содержания современной конституции.
Современная концепция конституции как особого учредительного акта, задачей которого является изменение прежнего порядка в обществе и введение нового порядка, родилась накануне буржуазных революций в Европе в XVII-XVIII веках. Затем последовало толкование конституции как социального договора между людьми. Именно с этого периода начинается быстрое конституционное развитие.
Конституция в современном смысле - это закон особого рода - основной закон. Как и любой другой закон, конституция не регулирует и не может регулировать все вопросы жизни людей. Она регулирует только основные, фундаментальные социальные отношения, которые являются основой для развития других. Термин «основной закон» подразумевает, что конституция является ориентиром в деятельности государственных органов и должностных лиц, правовой основой для создания других правовых актов, и имеет высшую юридическую силу.
Формирование концепции современной конституции - это долгий исторический процесс, который имеет несколько этапов. Первый этап в формировании концепции современной конституции связан с периодом формирования и создания «буржуазного» общества в развитых странах Европы и Америки. Кроме того, единый процесс конституционного развития был разделен в результате создания в России социалистического тоталитарного общества и государства и принятия первой конституции социалистического типа. Третий этап развития напрямую связан с ликвидацией колониальной системы и образованием 130 новых государств в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Поэтому начиная с третьего этапа процесс конституционного развития затрагивает практически все страны и приобретает глобальный масштаб. И, наконец, четвертый этап связан с крахом тоталитарных и авторитарных режимов в большинстве социалистических и развивающихся стран и их выходом на путь демократического развития.
В рамках этих исторических процессов можно выделить основные конституционные модели. В этом случае речь идет не о региональных географических моделях (например, конституция Великобритании существенно отличается от соседней французской или далекой японской), и не о классификации с точки зрения структуры, юридических особенностей, порядка принятия и поправок конституции, но о более широком и существенном подходе. Исходя из вышесказанного, конституционная модель понимается как явление, возникающее на определенном историческом этапе развития человечества, а не какой-либо конкретной страны. Конституционная модель является характеристикой определенных социально-политический подходов к содержанию и методам конституционного регулирования отношений в обществе. Это наиболее распространенное выражение признаков конституций определенного рода. Основные черты присущи концепции конституционной модели.
Во-первых, та или иная конституционная модель на критической стадии исторического развития является ответом на просроченные основные, коренные, а не частные потребности общества.
Во-вторых, конституционная модель характеризуется органическим единством. Конституционная модель является единой схемой регулирования определяющих социальных отношений.
В-третьих, конституционная модель является правовой проекцией социального развития, которая является руководством для развития общества на будущее.
В-четвертых, в отличие от обычной новой конституции, любая новая конституционная модель является фактором стабилизации общества после пережитых социальных потрясений.
Изучив основные этапы конституционного развития и особенности, присущие конституционным моделям, можно охарактеризовать основные типы конституционных моделей.
Стадии формирования капиталистической системы в странах Америки и Европы соответствует появление первой либерально-капиталистической конституционной модели. Требования по устранению феодального абсолютизма, подавлению человека, признанию его естественных прав, внедрению определенных элементов демократии (парламент как единственный законодательный орган, республиканская форма правления, ограниченное избирательное право - только для мужчин) лежат в основе такой модели. Эти три вопроса: права человека, власть и ограниченная демократия - являлись сутью содержания этой конституционной модели. В конституциях такой модели были закреплены такие ценности, как равенство, свобода. Естественные права человека и отличие между «естественными, нерушимыми, неотъемлемыми» правами человека от прав граждан как членов государственного общества, частная собственность, социально-экономические права на труд, отдых, пенсии, образование, здравоохранение и т. д., Конституции того времени не предусматривали. Законы, связанные с этой моделью, являются инструментальными конституциями, потому что основную часть текста они посвящают государственным органам, их отношениям, деятельности. Тем не менее эта модель имела огромное значение для развития общества, государства, статуса человека и гражданина, заложив основы конституционализма.
После Первой мировой войны и появления первого социалистического государства появляются новые конституционные модели. В капиталистических странах новая конституционная модель созревала довольно медленно и называлась либерально-капиталистической, инструментальной с социальными элементами, в основном демократического характера.
Основные подходы конституций этой модели существенно отличались от принципов первой конституционной модели. Таким образом, в ряде конституций того периода существовали положения, касающиеся социальных отношений. Некоторые конституции сделали шаг к концепции социального государства. Несмотря на это, конституции этой модели даже не говорят подробно о формах собственности, характере государственной власти, политических партиях, других общественных объединениях и местном самоуправлении, хотя в течение этого периода она распространилась во многих странах.
Наряду с этой моделью в странах тоталитарного социализма возникла принципиально другая модель. Это была политически недемократическая конституционная модель тоталитарного социализма, открыто идеологизированная, основанная на принципах марксизма-ленинизма. Пропаганда других взглядов была наказуема в соответствии с уголовным законодательством. Эта модель сыграла незначительную роль. Процедуры, отношения государственных органов не имели большого значения. Ведущую роль играла ведущая роль Коммунистической партии, которую нельзя было снять с власти, например, путем выборов. Частная собственность была запрещена и подлежала ликвидации. В соответствии с советскими конституциями население страны делилось на рабочих и «эксплуататоров» (частных собственников). Класс эксплуататоров должен был быть ликвидирован в результате социалистических преобразований. Провозглашена власть трудящихся.
Четвертая конституционная модель возникла после Второй мировой войны в контексте развития демократического движения в мире в связи с поражением фашизма. На формирование параметров этой модели повлиял конституционный опыт СССР, роль которого в мире возросла благодаря решительному вкладу Советского Союза в победу над фашизмом. Поэтому создатели иностранных конституций правильно увидели «рациональное зерно» в социалистическом опыте конституционного строительства и отрезали тоталитарную сущность, использовали определенные подходы и формы для другого, по существу, конституционного регулирования. В результате основные черты социально-инструментальной демократической модели современной конституции, которая содержится в конституциях стран, которые ликвидировали тоталитарный режим, появились и набирают глобальное распространение.