Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Настоящая работа является актуальной в силу того, что сегодня на Европейском континенте идет процесс большой интеграции стран и людей. При этом особенно важно, что общим знаменателем такого объединения является – культура.
Вообще нужно сказать, что Европа, Европейский Союз или Евразийский экономический союз – это большие культурно-экономические площадки, на базе которых возможно не только культурное развитие или обогащение культурными знаниями, но и взаимное проникновение различных культур друг в друга. В этом отношении нужно напомнить, что тот же Европейский Союз объединяет в своей структуре державы, основанные на разных культурных традициях и базисах.
В этом отношении идея ежегодных «Культурных столиц Европы» способствует не только разрешению материальных проблем заявленных городов, но и значительному расширению культурного базиса европейцев. Кроме этого ежегодные фестивали так же позволяют европейцам развивать свои экономические проекты.
Так же отдельно развиваются культурные и экономические связи. Заключаются выгодные контракты, проводятся различные конкурсы, изыскания и т.д.
1. Понятие о культурной столице
Каждый год два города становятся центрами культурной жизни для всей Европы. Их называют «культурными столицами» и выбирают по результатам конкурса. К 2017 году 56 европейских городов уже побывали в этой роли, а с 2021 года культурных столиц каждый год будет не две, а целых три. Мы разобрались, как эта инициатива Евросоюза изменяет облик городов и влияет на туристический бизнес [1].
Идея назначения культурных столиц состоит в укреплении культурных связей между европейскими нациями и поддержке локальных креативных индустрий. Культурные столицы привлекают огромное количество туристов, в течение всего года там организуются фестивали, выставки, концерты, ярмарки. Культура в городе просто кипит, а местные жители и туристы во всем этом варятся.
Кроме того, подготовка к роли культурной столицы Европы означает для города улучшение внешнего вида и инфраструктуры: происходят ремонты, строительство, благоустройство городского пространства и транспорта. Быть избранным в качестве культурной столицы – хороший шанс для муниципальных властей повысить качество жизни горожан.
Несколько интересных фактов про культурные столицы Европы в разные годы [12]:
Каждый евро, инвестированный в 2015 году в город Монс (Бельгия) принес € 6 в местный бюджет.
Рекордное количество туристов в качестве культурной столицы Европы привлек город Марсель (Франция) в 2013 году – 11 миллионов визитеров.
Вроцлав (Польша) привлек самый большой объем инвестиций для подготовки в качестве культурной столицы Европы в 2016 году – 615 миллионов евро.
Когда Ставангер (Норвегия) был культурной столицей Европы в 2008 году, город сотрудничал с 50 другими странами в рамках культурного обмена.
В 2000-м году в Брюсселе, культурной столице Европы в том году, прошел первый Zinneke Parade, который впоследствии стал традицией и проходит на брюссельских улицах каждые два года.
В 2015 в чешском Пльзене открылся первый креативный и культурный инкубатор «DEPO2015» – прямо в старом автобусном и трамвайном депо.
Как становятся культурной столицей Европы?
Города подают свои заявки на конкурс за 6 лет до года предполагаемого избрания. Известно, что города-победители готовили свои заявки в течение 2-3 лет.
Кандидаты должны соответствовать нескольким условиям. Во-первых, у города должна быть утвержденная местными властями стратегия культурного развития, которая вписывается в общую стратегию развития города и экономического роста. Во-вторых, чтобы город мог стать культурной столицей Европы, в этом должны быть заинтересованы все: от городских властей до обычных граждан. Многие кандидаты в своих заявках заручаются поддержкой школ, университетов, молодежных клубов, неправительственных организаций, частных предпринимателей, малого и среднего бизнеса.
Нет обязательного требования для кандидатов проводить как можно больше мероприятий. Более того, главный акцент в программе должен быть сделан даже не на привлечении туристов (это скорее неотъемлемый побочный эффект), но на развитии культурной жизни города и сохранении его наследия для горожан [14].
Каждый кандидат выбирает себе тему, которая подчеркивает его уникальность. Например, в 2015 в Монсе, где успешно развиваются IT, темой стала «Where culturemeets technology». В 2017 году Орхус принял роль культурной столицы Европы под девизом «Re-think» с идеей показать, как через искусство можно пересмотреть и изменить городское пространство.
В течение года происходит отбор кандидатов в два этапа. После предварительного отбора кандидаты, прошедшие в шорт-лист, дорабатывают свои заявки. Оценку проводит специальная панель Европейской комиссии, которая выдает решение в виде рекомендации кандидатов. Для завершения формальной процедуры правительство страны, в которой находится город-кандидат, назначает город культурной столицей Европы и объявляет об этом за 4 года.
Чувство ответственности и вовлеченности [9].
Одной из целей проекта является привлечение местных жителей к организации городского пространства так, как удобно и по душе им самим. В городе Пльзень в Чехии, который был культурной столицей в 2015 году, горожане запустили инициативу «Foster the City» и обозначили публичные места, которые нуждались в благоустройстве. Затем они разработали для каждого из них план действий, каждый(-ая) выбрал(-а), в каком проекте ему/ей хотелось бы поучаствовать, и сделали все необходимое при экспертной поддержке проектной команды культурной столицы.
В 2008 году в Ливерпуле для проведения мероприятий в рамках «Культурной столицы Европы» зарегистрировалось около 10 тысяч волонтеров. Каждый ученик школы или студент поучаствовал как минимум в одном мероприятии в течение года.
В 2009 году в австрийском Линце прошли
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. История программ «Культурная столица ЕС» и «Культурная столица стран ЕврАзЭС». – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Бутенко М.Э. Зарубежный опыт социально-культурного развития: учебное пособие. СПб.: СПГУКИ, 2003.
3. Вдовенко Т. В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы. СПб.: СПбГУП, 1999. 164с.
4. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Культурные столицы Европейского Союза и в странах СНГ. Схожести и различия. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
5. Волобуев В.А. Основные концепции искусства в западноевропейской эстетике: Монография. М.:МГУКИ, 2001.
6. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Парламентский контроль. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
7. Доронкина Е.Г. Проблемы профессиональной подготовки кадров сферы досуга: зарубежный опыт // Социально-культурная деятельность: проблемы, поиски, поиски, перспективы: Сб. статей МГУКИ. М., 1999
8. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом: Уч. пособие. М.: МГУКИ, 1999.
9. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками: Уч. Пособие М.: МГУКИ, 2000
10. Жилина Е.Ю. Культурная столица Европы. Особенности конкурса. Статус и ранг победителей. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
11. Исаков В.А. Мегаполис в заркале социальной философии. М.: Голден Би, 2001. (Глава «Проблемы оздоровления городской среды». С.71-102).
12. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М., 1992
13. Лебедев О.М., Носов М.С. Культурные столицы Европейского союза. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
14. Макаров Д.В., Демьяненко А.А. Программы «Культурные столицы СНГ» и «Культурные столицы Европы» // Власть. 2014. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmy-kulturnye-stolitsy-sng-i-kulturnye-stolitsy-evropy (дата обращения: 28.04.2021).
15. Медведева Н.А. Петрова М.С. Глобализация против европейской культуры. Преодоление кризиса. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
16. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Европейская культура. Традиции против глобализма. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
17. Семенов О.В. Борисов А.В. Европейская культура и глобализация. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
18. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Европейские культурные столицы. Изменения жизни в городах. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
19. Тихонова Е.Е. Теория и практика программы «Культурная столица». Все европейские культурные столицы. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 589 с.
20. Утина И.В., Проводина Г.П. Плюсы и минусы программы Культурная столица. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
21. Фадеева А.Ю. Проект «Культурные столицы». Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
22. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Культурные столицы в Европейском союзе и Евразийском союзе. Различия проектов. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.