Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия между учителями и учениками, направленный на усвоение знаний, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных способностей и потенциальных возможностей обучаемых и укрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Основой обучения являются знания, навыки, навыки.
Знание - отражение объективной реальности человека в виде фактов, понятий, концепций и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной реальности.
Способность - это сознательно и независимо выполнять практические и теоретические действия, основанные на приобретенных знаниях, жизненном опыте и приобретенных навыках.
Навыки - это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, совершенных посредством повторных упражнений.
Процесс обучения - это социальный процесс, возникший с появлением общества и совершенствующийся в соответствии с его развитием.
Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Следовательно, процесс обучения в средних и высших учебных заведениях можно назвать процессом передачи накопленного опыта общества молодому поколению. Этот опыт включает, прежде всего, знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этого знания к практической деятельности человека. В конце концов, общество также знает мир, чтобы улучшить практическую деятельность и в то же время улучшить окружающую реальность. Для постоянного развития, для постоянного знания мира, общество оснащает молодое поколение и методы получения нового знания, то есть способы познания мира.
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Обучение в педагогической литературе обычно понимается как подсистема образования, которая представляет собой процесс активного, целенаправленного взаимодействия между учащимися и стажерами, в результате чего последние развивают определенные знания, навыки, опыт, поведение и личные качества.
В этом определении определяются следующие аспекты процесса обучения:
• Он направлен прежде всего на приобретение знаний;
• обучающая подсистема не исчерпывает своих задач только путем передачи знаний, но также ставит целью формирование определенных качеств обучаемого, навыков, навыков, поведения, т. е. процесс обучения так или иначе тесно связан, переплетается с подсистемой образования;
• процесс обучения - это не только сфера деятельности преподавателя, но и взаимосвязь между двумя его участниками - инструктором и стажером, приоритет в котором принадлежит учителю, но где стажер не остается пассивным.
Отсюда краткое, но достаточное определение предмета теории обучения или дидактики может быть выполнено следующим образом:
Дидактика - неотъемлемая часть педагогики, исследующая общие принципы и закономерности взаимодействия между учителем и учениками, в ходе которых задачи обучения решаются в тесной связи с задачами образования.
Кроме того, принципы обучения понимаются как основные требования к процессу обучения, которые позволяют его оптимизировать. А по законам мы имеем в виду отражение в теории общих, необходимых, стабильных и повторяющихся связей, которые определяют развитие учебного процесса. Среди таких закономерностей процесса обучения обычно выделяются следующие:
• зависимость содержания и целей обучения от потребностей индивида, общества и государства;
• зависимость каждого последующего этапа обучения от качества предыдущего, от объема и характера изученного материала;
• взаимосвязь между эффективностью обучения и характером его мотивации среди участников процесса;
• активное влияние управления учебным процессом, его планирования, организации, системы стимулирования и контроля на общие результаты обучения, его качества.
Важнейшими принципами обучения, его первоначальными настройками, которые обеспечивают его высокое качество, являются:
• объективность материала, предлагаемого для изучения, его актуальность для реальности, ее научный характер;
• согласованность, систематическое и четкое планирование учебного процесса;
• наличие предлагаемых знаний, их соответствие уровню развития учащихся;
• Видимость обучения, разнообразие его методов;
• сохранение активности учащихся в их образовании;
• обеспечение усвоения знаний;
• поддержание тесной взаимосвязи между теорией и практикой.
Успех в реализации этих принципов во многом определяется содержанием обучения.
Содержание обучения включает знания в тесной связи с навыками, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и масштабы определяются социальным порядком системы образования. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с его характерной культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание разных уровней и направлений образования, является государственный образовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учебные программы, программы, учебники и т. д. Таким образом, содержание общего образования дает человеку возможность участвовать в социальной, непрофессиональной деятельности, формировать гражданскую позицию, его отношение к миру и определять его место в нем, а специальное образование дает человеку необходимые знания и навыки в конкретной области деятельности.
Цели обучения - организация и руководство началом учебного процесса, определение его содержания, методов и форм. Включите универсальные, социально-групповые, индивидуально-личные задачи обучения. Изменение целей обучения, а также содержание обучения, когда общество меняется и развивается.
Предметом обучения является центральное звено в системе элементов учебного процесса. Учитель, обеспечивающий руководство деятельностью обучаемых, выступая в качестве объектов обучения.
Под содержанием обучения понимается определенная информация, которая используется в процессе обучения. Содержание обучения включает в себя четыре основных элемента: знания, навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Весь набор образовательной информации определяется социальным порядком системы образования со стороны индивида, общества и государства и адаптируется, адаптируется к условиям данной образовательной системы. Каждая историческая эпоха, развивая свою культуру, создавая собственные педагогические теории, соответствующим образом восстанавливает содержание обучения.
Основными документами, которые определяют содержание образования в современных образовательных системах, являются стандарты, учебные программы, программы и учебники.
Содержание общего образования позволяет человеку участвовать в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданское положение, отношение к миру и понимание его места в нем.
Содержание специального образования придает человеку знания и навыки, необходимые в конкретной сфере деятельности.
При определении содержания обучения внимание обращается на следующие основные требования к этому важнейшему компоненту учебного процесса:
1. Дидактическая обработка учебного материала, его адаптация, адаптация к учебной среде, бюджет в реальном времени. Это требование предполагает тщательное рассмотрение существенных различий, которые всегда существуют между той или иной наукой и соответствующим академическим предметом. Академическая дисциплина отличается от конкретной науки как совокупностью понятий и самой логикой изложения. Мастерство учителя, его высокий профессионализм проявляется не только в глубоком знании содержания научной дисциплины, но и в искусстве отбора, выбирая из него ту часть, которая соответствует конкретным условиям обучения. Наука превращается в предмет обучения только в том случае, если она синтезируется, сливается с дидактикой;
2. Психологизация содержания обучения предполагает, что при выборе образовательной информации для ее эффективной ассимиляции необходимо учитывать психологические характеристики обучаемых, их возрастные характеристики и уровень подготовки.
Но в то же время как дидактическая, так и психологическая обработка материала науки ни в коем случае не должна проводиться в ущерб ее объективности, научному характеру, что является одной из основных трудностей в развитии содержания обучения;
3. Обеспечивая связь между теорией и практикой, образование с воспитанием предполагает, что даже при определении содержания теоретических дисциплин, таких как математика, философия и т. д. Нельзя отвлекаться от реальности. Даже абстрактная теория в процессе обучения должна, насколько это возможно, сочетаться с формированием навыков, приобретением творческого опыта, умением правильно оценивать реальность;
4. Содержание образования должно соответствовать социальным целям развития человека, общества и государства, которые диктуются характером данной цивилизации, культуры и уровня развития науки, поставленного перед системой образования.
Проблема учебных целей заслуживает более подробного обсуждения. Цель обучения - его определяющее, всепроникающее начало, затрагивающее все его аспекты: содержание, методы, средства. Известное замечание римского философа Сенеки о том, что для корабля без гавани ветер не будет обходным, он также применим к постановке целей в системе образования. Безвременная подготовка неизбежно будет безуспешной. В разные исторические периоды, в разных странах, перед началом обучения устанавливаются различные цели, в зависимости от специфики разных возрастов, народов и цивилизаций. Цели различны по своему охвату, они могут быть универсальными, социальными, групповыми, индивидуально-личностными. Однако в любой образовательной системе была выделена основная цель, которой все остальные подчинялись, и которая определяла весь характер этой образовательной системы. Цели обучения - отличать одну систему образования от другой.
Сегодня большинство специалистов в теории обучения приходят к выводу, что невозможно развивать творческие способности человека, не создавая прочную базу в виде определенного объема научного знания. Опираясь на богатый исторический опыт определения конструктивных целей образования, современная дидактика формулирует их в виде комплекса следующих задач:
• Изучение определенного количества знаний о себе, других людях, природе. И дело не только в некоторой сумме фактов, но и в необходимости объяснять связи между ними, а также в способности применять знания в конкретных ситуациях и в идеале - способность решать проблемы с использованием знаний из разных поля;
• развитие способностей обучаемых, их мышления, логики, памяти, воображения, чувств, воли, познавательных и практических навыков; первостепенное значение придается формированию способности к самообразованию, что особенно важно в современную эпоху, когда приобретенные знания быстро становятся устаревшими, и требуется непрерывное обучение, в том числе посредством самообучения;
• овладение профессиональными знаниями по выбранной специальности, подготовка к творчеству в своей профессии с достижением высокого уровня мастерства, зрелости профессионализма;
• Развитие культурных потребностей, гражданских, моральных, эстетических мотивов и интересов.